ЗАСО «ТАСК»

ТРАЕКТОРИЯ КОДЕКСА

18 января, 2024

5 января Президент подписал Закон «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь»

Воздушный кодекс Республики Беларусь вступил в силу в мае 2006 года. В него неоднократно вносились изменения и дополнения, последние – в 2018-м.

– Прошло более пяти лет, чтобы осмыслить произошедшие в авиационной сфере перемены и необходимость приведения законодательства в соответствие с практикой применения действующего кодекса, – отмечает начальник управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Минтранса Ольга Колошич.

Цель внесенных изменений – совершенствование общественных отношений в авиации и правового регулирования в области использования воздушного пространства страны, а также приведение норм главного законодательного акта отрасли в соответствие с другими законами Беларуси и положениями Конвенции о международной гражданской авиации.

Кроме того, новый закон уточняет и значительно расширяет используемую терминологию. В числе введенных новых терминов – государственный, гражданский и экспериментальный беспилотные летательные аппараты, экспериментальная авиация, внешний пилот, стандарты и рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации и другие.

Поскольку Воздушный кодекс регулирует в основном вопросы гражданской авиации, именно Департамент по авиации был ответственным за подготовку законопроекта и его сопровождение, координировал деятельность рабочей группы, прохождение согласования в причастных органах госуправления.

– При подготовке проекта мы получили 12 согласований без замечаний, – подчеркивает Ольга Геннадьевна. – Это говорит о том, что работа департаментом была выполнена достаточно качественно. Мы сумели учесть и отразить мнение и пожелания представителей каждого ведомства, чтобы кодекс, который так долго готовился, наконец-то был принят, одобрен Национальным собранием Республики Беларусь и подписан главой государства.

Новый закон содержит 56 пунктов достаточно масштабных изменений, затрагивающих разные сферы общественных отношений в гражданской, экспериментальной и государствен­ной авиации, которые регулируются авиационными правилами. Законодательный акт закрепил перечень таких правил в качестве нормативных правовых актов.

В документе для более четкого понимания отличий в правовом регулировании и правоприменении каждого вида авиации (гражданской, государственной и экспериментальной) дано определение последней: «Экспериментальная авиация – вид авиации, используемый для полетов экспериментальных воздушных судов при проведении опытно-­конструкторских работ по разработке экспериментальных воздушных судов, модификации экспериментальных воздушных судов собственной разработки или модификации экспериментальных воздушных судов по согласованию с их разработчиками».

С целью обеспечения безопасности полетов экспериментальных воздушных судов вводится запрет на их использование для выполнения воздушных перевозок.

Еще одной новацией Воздушного кодекса является изложение главы по сертификации в области гражданской авиации в новой редакции. Сферы сертификации скорректированы в соответствии с требованиями приложений 1–19 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Следующий блок изменений касается непосредственно граждан, которые используют воздушный транспорт в целях передвижения. Новый закон предусматривает возможность оформления авиабилета по безбагажному тарифу. Норма бесплатного провоза багажа (без включения услуг по его перевозке в стоимость) устанавливается договором воздушной перевозки пассажира в зависимости от типа воздушного судна и класса, по которому приобретается билет. Она не может быть менее 10 кг на одного человека. Безбагажный тариф дает возможность удешевить авиабилеты и повысить привлекательность воздушного сообщения для пассажиров, что в конечном итоге способствует росту конкурентоспособности национальных авиаперевозчиков на рынке.

Введение ограничений на перелеты для «недисциплинированных» граждан – еще одна особенность закона, которая, по словам Ольги Колошич, вызвала больше всего споров на всех уровнях обсуждения.

Авиаперевозчику предоставлено право формировать реестр (базу данных) лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Решение о включении в такую базу пассажиров будет приниматься в случае совершения лицом на борту воздушного судна правонарушения.

Ведение реестра, а также принятие решения о включении в него лиц возлагаются непосредственно на перевозчика. Кодекс четко указывает, какие именно нарушения могут привести к внесению пассажира в такую базу данных (обновленная статья 1001).

Статьи Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, санкции по которым могут стать основанием для внесения пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком:

18.5 КоАП «Нарушение правил поведения на воздушном судне». Невыполнение распоряжений командира воздушного судна лицом, находящимся на судне;

19.1 КоАП «Мелкое хулиганство». Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу;

311 УК «Угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна»;

321 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»;

339 УК «Хулиганство»;

340 УК «Заведомо ложное сообщение об опасности»;

глава 19 УК «Преступления против жизни и здоровья».

Документ устанавливает также достаточно широкий перечень случаев, когда пассажиру нельзя отказать в воздушной перевозке. Например, он возвращается в Беларусь или подлежит депортации, но единственным способом транспортного сообщения является воздушная перевозка. Или он направляется на похороны члена семьи, близкого родственника либо к месту оказания медицинской помощи, либо сопровождает несовершеннолетнего, инвалида, других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Все эти обстоятельства должны быть подтверждены документально.

Возможно исключение граждан из реестра «недисциплинированных» пассажиров. Условия этого также прописаны в законе.

Руководитель управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Ольга Колошич прокомментировала лишь некоторые положения закона, которые могут быть интересны широкому кругу читателей. Но документ намного объемнее и включает достаточно норм, направленных сугубо на обеспечение деятельности в области гражданской авиации. В частности, это – организационное обслуживание полетов воздушных судов, разработка проектной документации, возведение, модернизация и эксплуатация аэропортов и вертодромов, проведение ремонтов, реконструкции, реставрации, сноса сооружений на приаэродромной территории, регулирование аварийно­-спасательной деятельности, проведение поисковых и аварийно­-спасательных работ и т. д. Все эти изменения вкупе призваны обеспечить системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в авиации, безопасность использования воздушного пространства, а также создание оптимальных условий для осуществления деятельности национальными авиаперевозчиками.

Мы сознательно обошли вниманием такой важный аспект, как установление правовых норм в отношении беспилотных летательных аппаратов (БЛА). По мнению разработчиков, этот вопрос был самым спорным и сложным при обсуждении законопроекта о внесении изменений в Воздушный кодекс страны. Учитывая важность и значимость темы, в следующем номере мы опубликуем отдельный комментарий по ней.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»