ЗАСО «ТАСК»

СИЛА ПРИВЫЧКИ

7 декабря, 2022

В Витебске продолжается перевод общественного транспорта на систему оплаты проезда без кондуктора. С декабря она начала действовать еще на двух трамвайных маршрутах в вечернее и ночное время.

Как рассказал заместитель генерального директора по перевозкам и идеологической работе ОАО «Витебскоблавтотранс» Виктор Кожух, нововведение направлено на оптимизацию затрат. По статистике, на отдельных рейсах ранним утром и поздним вечером кондукторы реализуют всего около десятка билетов. Поэтому логично предположить, что пассажиры смогут купить талон у водителя или заранее приобрести в киосках продаж. Также можно воспользоваться мобильным приложением «Оплати. Транспорт». В салонах трамваев на рейсах без кондуктора через громкую связь периодически передается соответствующее сообщение.

– Пассажиры должны помнить, что оплата проезда – их обязанность, – констатирует Виктор Кожух. – И тот, кто действительно стремится к этому, обязательно найдет для себя приемлемое решение.

Проблемы витебского общественного транспорта будут не совсем понятны, к примеру, в тех городах, где на линиях нет кондукторов и при входе просто компостируется талон. В свое время так было и в городе над Двиной. Но в середине 1990­-х, когда наблюдались сложности с трудоустройством, городские власти увидели в профессии кондуктора еще и социальный аспект – создание новых рабочих мест. С тех пор в автобусах, троллейбусах и трамваях сотрудники в специальных жилетах стали обилечивать пассажиров и контролировать оплату проезда. Заметим, что внедрение такого метода не обходилось без эксцессов. Претензий хватало с обеих сторон, и порой разгорались нешуточные споры и пререкания.

Сегодня жители Витебска четко для себя усвоили, что о сборе оплаты проезда позаботится кондуктор.

– Перевод на систему оплаты проезда без кондуктора ОАО «Витебскоблавтотранс» начало с конца прошлого года, – поясняет Виктор Кожух. – Их уже нет на трамвайных маршрутах № 3 и 9. Ранним утром и поздним вечером они не работают на линии трамвая № 6. Кроме того, в вечернее время мы не используем кондукторов на ряде автобусных рейсов с незначительным пассажиропотоком. Опыт показывает, что выручка не сокращается, а иногда даже увеличивается. О нововведениях информируем не только пассажиров, но и контрольно-­ревизорскую службу предприятия «Оператор перево­зок». Контролеры в таких случаях больше внимания уделяют рейсам без кондуктора.

В штате ОАО «Витебскоблавтотранс» в областном центре – около 350 кондукторов. Чтобы закрыть все рейсы, их не хватает. К тому же надо учитывать человеческий фактор – заболевания (особенно это проявилось во время эпидемии коронавирусной инфекции), отпускная пора. Словом, постепенный переход на новую систему оплаты проезда представляется вполне логичным. Однако у всякого решения есть свои минусы. Как минимум на начальном этапе. Прежде всего – психологический фактор, когда люди привыкли к присутствию в салоне общественного транспорта кондуктора, а потому заранее не приобретают билеты. Добропорядочные пассажиры в таких случаях выстраиваются в очередь к водителю, задерживая отправку или отвлекая от управления транспортным средством. Поступают и жалобы по поводу якобы неправомерного штрафа за неоплату проезда. Мол, не знали об отсутствии на маршруте кондуктора. Сила привычки, знаете ли…

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»