ЗАСО «ТАСК»

ШЕСТЬДЕСЯТ – ПОД СТУК КОЛЕС

1 февраля, 2024

В январе исполнилось 60 лет со дня основания моторвагонного депо Минск – единственного в своем роде предприятия в Беларуси. Сегодня здесь осуществляются ремонт, техническое обслуживание, подготовка в рейс и эксплуатация моторвагонного подвижного состава.

16 подъемников позволяют производить синхронный подъем
всего электропоезда для ремонта и переподкатки тележек
ЭР9, ЭР9П, ЭР9М – три первые серии электропоездов
1974 год. Передовики Минского моторвагонного депо

Образовано депо в рамках масштабного проекта электрификации первого 48­-километрового участка Минск – Олехновичи, который был реализован в 1963 году. Открытие движения по этому маршруту прошло 7 декаб­ря. Первый рейс совершили машинист электропоезда Георгий Галкин и его помощник Александр Иванов.

Проект предусматривал комплекс работ и мероприятий, которые, помимо электрификации, включали создание моторвагонного депо Минск. Оно велось в трех направлениях – строительство нового предприятия, комплектование его подвижным составом, а также обучение и переквалификация кадров.

Цех технического осмотра с двумя смотровыми позициями и мастерскими, возводимый на станции Минск­-Северный по индивидуальному проекту, впервые в практике строительства имел каркасно-­панельный тип.

Три первых состава электропоездов ЭР9 Рижского вагоностроительного завода были скомплектованы в локомотивном депо Горький. На этом же предприятии стажировались и обучались группы инженеров и слесарей­-ремонтников из белорусской столицы. 101 специалист по ремонту и эксплуатации электропоездов позже вошел в штат нового локомотивного депо Минск. 29 машинистов и 32 помощника машиниста проходили теоретическую подготовку в Батумской дорожно­-технической школе Закавказской железной дороги, а практическую – в Горьком. В их числе были упомянутые Георгий Галкин и Александр Иванов.

К сожалению, из членов локомотивных бригад, задействованных на первом электрифицированном участке, сегодня остались лишь почетные железнодорожники Владимир Астрейко и Владимир Верещагин. Оба в начале 1960-­х работали в столичном паровозном депо, как помощники машиниста проходили теоретическую подготовку в Грузии, практическую – в Горьком. Владимир Астрейко за правым крылом электропоезда провел 38 лет. Владимир Верещагин был кочегаром, потом помощником машиниста, в качестве машиниста открывал в 1974 году движение поездов на электротяге между Минском и Столбцами.

Датой создания депо считается 1 января 1964 года. Однако отделение моторвагонного депо от локомотивного произошло 24 января. Руководство и инженерно­-технический состав были представлены специалистами разных предприятий и дорог МПС СССР.

Первый начальник моторвагонного депо Минск, возглавлявший предприятие более 30 лет, Михаил Плышевский приехал со свердловской магистрали. Он сыграл значимую роль в жизни предприятия. На его плечи легли многие задачи, включая освоение новых серий электропоездов, вопросы реконструкции предприятия, комплектования и обучения кадров, изыскание материалов и оборудования. По инициативе Плышевского построен цех большого периодического ремонта, решен ряд вопросов, связанных с перспективным развитием. Начатое им дело впоследствии продолжили руководители депо Николай Григоренко, Николай Соболевский, Олег Сидорович, Анатолий Карпович, а в настоящее время – Алексей Вашкевич.

Весомый вклад в развитие предприятия внесли главный инженер Виктор Масальский, заместители начальника по ремонту Евгений Траулько и Виктор Сергеев, заместитель начальника по эксплуатации Николай Свирилов, начальник производственно­-технического отдела Василий Гришин, инженеры Владимир Яров и Вениамин Цветков, участвовавшие в наладке, испытании и ремонте первых на сети электропоездов переменного тока ЭР9, мастера Владимир Ермаченков, Владимир Миронов, Николай Кочеревский, Николай Станкевич, машинисты Владимир Бунин, Владимир Шишло, помощники машинистов Иван Синявский, Анатолий Маргевич, Александр Иванов.

Новый бюджетный вид транспорта с первых дней пришелся по душе минчанам и гостям города. Электричками добирались к месту работы, на природу, в пансионаты и пионерлагеря. Особенно возрастал пассажиропоток в летнее время. К 1983 году электротягой были охвачены все направления столичного узла – на Молодечно, Осиповичи, Оршу, Брест.

Интенсивная электрификация новых участков пригородной зоны узла способствовала дальнейшему пополнению приписного парка, увеличению цеха эксплуатации и требовала его совершенствования. Значительные работы по расширению проходили с 1989 по 1996 год. В результате был возведен цех ТО­-4 для обточки колесных пар без выкатки из-­под вагона, появились новые мастерские, здание склада узлов и агрегатов, цеха эксплуатации со столовой.

Очередной этап в жизни моторвагонного депо Минск начался в 2011­-м, когда приписной парк пополнился современными электропоездами серии ЭПГ, а затем ЭПР и ЭПМ производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG.

Тогда же стартовал и новый формат пассажирских перевозок в пригородном сообщении – городские линии. В их открытии в сентябре 2011-­го принимал участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Первый электропоезд ЭПГ городских линий сообщением Минск – Ждановичи – Минск отправился под управлением машиниста Николая Рубайло. В этом же году современные региональные электрички ЭПР начали курсировать в Барановичи, Брест и Оршу. А со временем маршрут городских электропоездов пролег в города­-спутники столицы – Смолевичи, Руденск, Заславль.

Прошлое десятилетие отмечено и активизацией электрификации новых железнодорожных участков, где выполнялись пассажирские перевозки. С 2013 по 2021 год на электротягу переведены участки Осиповичи – Жлобин, Жлобин – Гомель, Молодечно – Гудогай – госграница с Литвой, Жлобин – Светлогорск, Светлогорск – Калинковичи. Электрички продлили свой маршрут до Гудогая и Гомеля.

– Реализации этого масштабного проекта в современной истории Белорусской железной дороги предшествовала огромная работа, – рассказывает начальник депо Алексей Вашкевич. – Немалая ее доля пришлась на моторвагонное депо Минск. В первую очередь это – сотрудничество со специалистами завода­-изготовителя, обучение ремонтного и эксплуатационного персонала, сертификация нового подвижного состава. Плюс ко всему его испытание проводилось с участием наших бригад.

– Первые из числа лучших машинистов и слесарей проходили обучение на одном из предприятий компании Stadler Bussnang AG в Венгрии, – вспоминает машинист Николай Рубайло, который тоже был в их рядах. – В Минске на организованных в депо курсах продолжилось углубленное изучение технических и эксплуатационных характеристик.

– В том же 2011-­м был создан специализированный участок, оснащенный инновационной системой с 16 подъемниками и компьютерным управлением, позволяющей производить синхронный подъем всего электропоезда для ремонта и переподкатки тележек, – отмечает первый заместитель начальника депо – главный инженер Егор Логвин. – Через два года начали использовать универсальный станок производства испанской компании Talgo, который выполняет обточку колесных пар не только электропоездов серий ЭП, но и ЭР9 и позволяет соблюсти все требуемые параметры.

По словам заместителя начальника депо по эксплуатации Виталия Кепетя, в настоящее время в коллективе трудятся 888 человек. Из них порядка 440 задействованы в эксплуатационной работе. Парк насчитывает 35 десятивагонных составов электропоездов Рижского вагоностроительного завода серии ЭР9, которые обеспечивают перевозку пассажиров поездами региональных линий экономкласса, и 28 составов электропоездов ЭП производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG.

В минувшем году в депо была выполнена модернизация 10 электропоездов серии ЭР9. Кроме того, группой местных рационализаторов разработано, а позже внедрено рацпредложение восстановления двигателя Dunkermotoren приводного модуля нижней выдвижной подножки BODE электропоездов серий ЭПГ, ЭПР. Это позволило обеспечить безопасность движения и качество обслуживания пассажиров, снизить уровень импортозависимости.

Электропоезда, выполняющие 60% всех пассажироперевозок на белорусской магистрали, как и 60 лет назад, остаются народным видом транспорта. По­-прежнему популярной является и профессия машиниста. Главная мотивация к ее освоению – возможность работать с современной техникой. К слову, сегодня 9% локомотивных бригад – молодежь.

На фоне большинства депо магистрали, которые уже отметили свою вековую или полуторавековую историю, столичное моторвагонное является юным. Однако за 60 лет много пройдено, пережито важных событий. Но самое интересное, верят здесь, еще впереди.

Торжественное собрание по случаю юбилея прошло 26 января в Культурно-спортивном центре столичного отделения магистрали.

Поздравить коллектив пришли представители управления БЖД, Минского отделения, администрации Центрального района столицы, профсоюзных организаций. Прозвучало много теплых слов и добрых пожеланий, высказана благодарность за добросовестность и профессионализм, позволяющие успешно решать поставленные задачи.

По словам заместителя начальника отделения Сергея Котовского, депо является одним из символов белорусской магистрали, поэтому 60-летие – это еще и значимое событие всей дороги. Предприятием гордятся не только на БЖД, но и в Минске, в частности, Центральном районе столицы, на территории которого оно располагается.

– У вас прекрасная преемственность поколений, передача опыта и традиций старшими работниками молодым. А еще вы организованные, дружные, спортивные, – отметила председатель Центрального районного г. Минска объединения организаций профсоюзов Кристина Садовская.

В торжественной обстановке работникам и ветеранам депо были вручены почетные грамоты и благодарности Минского отделения, Дорпрофсожа и Райпрофсожа, администрации Центрального района Минска, общественных объединений.

Ольга ОРЛОВА, «ТВ»