ЗАСО «ТАСК»

Рассолом по льду

23 марта, 2023

В РУП «Могилевавтодор» внедряют новую технологию обработки проезжей части для борьбы со скользкостью, что позволит повысить качество и снизить расходы на зимнее содержание автомобильных дорог.

В основе инновационного метода, уже используемого в ряде стран с похожим климатом, в том числе и в России, – рассолы NaCl. Они применяются в качестве превентивных мер, профилактической обработки, а также для предупреждения образования наледи и снежного наката при температуре до минус 5 градусов. При более низкой рассолы сменяет увлажненная соль. Такие методы обработки покрытия более эффективны, поскольку позволяют ускорить устранение зимней скользкости, и экономичны. Кстати, в РФ заметили, что на обрабатываемых рассолами дорогах значительно снизилась аварийность по причине неблагоприятных погодных условий.

Согласно исследованиям российских специалистов, сухие противогололедные реагенты на трассах с интенсивным движением автотранспорта уносятся на обочины. Так, по чистым солям это составляет 50–70%, а увлажненная соль или жидкий реагент сохраняются до 90%. Именно поэтому для превентивной обработки сухая соль практически нигде не используется. Жидкие рассолы же являются наилучшим способом для предотвращения образования на проезжей части льда и инея. Кроме того, их можно использовать в экстренном порядке: затаривание дорожных машин происходит в максимально короткие сроки, а сам процесс ликвидации зимней скользкости идет гораздо быстрее в сравнении с твердыми реагентами. Рассолы позволяют оперативно плавить снег.

– Темой применения жидких реагентов на территории Беларуси мы занялись еще четыре года назад, – рассказал начальник отдела механизации, энергетики и охраны труда РУП «Могилевавтодор» Олег Борисенко. – Разработали бизнес-­план, прошли соответствующие экспертизы, обратились в Госкомитет по науке и технологиям. Нашу идею включили в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь до 2025 года, но из­-за последних событий в мире приоритет, а следовательно, и финансирование были отданы развитию импортозамещающих технологий. Однако в РУП «Могилевавтодор» не привыкли сдаваться и решили заняться реализацией проекта собственными силами.

Кстати, в Государственном комитете по науке и технологиям применение жидких реагентов получило положительный вердикт: «Эта технология принесет большой эффект при зимнем содержании дорог. Также ее можно будет использовать в интеллектуальной транспортной системе для управления скоростными режимами, вносить корректировки в нормы распределения реагентов на отдельно взятых участках. В дальнейшем полученные результаты можно распространить на другие регионы страны».

– На нашем предприятии приоритет отдается профилактической обработке автодорог с использованием чистых солей, чтобы исключить появление скользкости, – отметил заместитель генерального директора РУП «Могилевавтодор» Сергей Тылец. – Это дает и определенный экономический эффект: снижаются затраты по зимнему содержанию, на которое в последние годы направляется значительная часть средств. А их можно использовать на тот же ремонт дорог.

На прошлой неделе на территории производственно-­технического участка ДЭУ № 74 состоялось открытие комплекса по приготовлению рассолов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству дорожников – РУП «Могилевавтодор», производственников – ООО «Завод-­Евромаш» и науки – Белорусско­-Российский университет.

ООО «Завод­-Евромаш», которое занимается выпуском техники и коммунального оборудования для ремонта и благоустройства дорог, за собственные средства изготовило установку для приготовления рассолов. Ее разработка шла при непосредственном участии ученых могилевского вуза и дорожников.

Процесс приготовления прост: в приемник бункера погрузчиком засыпается чистая соль, которая растворяется в воде, а после полученный раствор постепенно подается в накопительную емкость. Кстати, эта гигантская бочка изготовлена из специальных смол, привезенных из Китая могилевским предприятием.

Уже из накопительной емкости рассолом заправляются баки дорожных машин. Проект предполагает использование универсальной техники белорусского производства. А в качестве сырья – соли хлорида натрия, отходы производства ОАО «Беларуськалий». Сперва данный метод обработки дорог начнут использовать на участке трассы М­4 Минск – Могилев.

– Перед нами стоит задача обкатать эту технологию и на собственном опыте показать ее эффективность, – прокомментировал генеральный директор РУП «Могилевавтодор» Анатолий Лопатин. – Но уже сейчас можно констатировать: обработка дорог рассолами позволит не только сократить денежные средства, но и улучшить качество содержания автомобильных дорог. Ведь мы отвечаем за обеспечение комфортного круглогодичного проезда по вверенным нам транспортным артериям.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»