ЗАСО «ТАСК»

ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ

12 октября, 2022

Меньше месяца осталось до начала движения автотранспорта по юго-западному обходу Могилева. Старт будет дан в рамках торжественного мероприятия накануне 7 ноября.

Открытие этого объекта – настоящий подарок для областного центра. О необходимости строительства обхода говорили уже давно: Могилев практически задыхался от грузового транспорта, ведь он всегда был крупным промышленным центром. В 2019 году городские власти ввели запрет на въезд грузовых автомобилей общей массой более 3,5 тонны. С этого момента путь пролегал только по кольцевой с подъездом от нее к нужному объекту по кратчайшей траектории. Однако из-­за «недоокольцованности» маршруты значительно увеличились, что особенно отразилось на деятельности автотранспортных предприятий города.

Начальник отдела технического надзора и подготовки производства РУП «Могилевавтодор» Павел Скребунов и ведущий инженер Александр Самаль
Прораб МСУ № 1 Вячеслав Гусев

К слову, обход стал продолжением автодороги Р­-123 Селец (от Р­-93) – Мосток – Дрибин – Горки. Однако сейчас принято решение о переименовании построенного участка в кольцевую вокруг Могилева с присвоением номера М-­15.

К возведению объекта приступили прошлой весной. Этому предшествовала большая подготовительная работа: от вырубки леса на части территории до выноса коммуникаций. Строительство сразу велось линейным способом: дорожники трудились на нескольких участках, а мостовики начали возведение путепровода через железнодорожные пути, моста через реку Вильчанку, а спустя два месяца, в июле, и моста через Днепр, который является важным элементом обхода.

Ввести в эксплуатацию участок автодороги, благодаря которому Могилев станет первым областным центром с кольцевым движением, планировалось в 2023 году. Однако позже было принято решение открыть движение уже осенью 2022-­го. И дорожники, и мостовики пришли к общему выводу: темпы строительства позволяют выполнить все необходимое с опережением срока.

Летом нынешнего года началась активная фаза строительства – работы на двух мостовых сооружениях перешли в завершающую стадию, а более 11 км обхода стали «одевать» в бетон. Для этого понадобилось порядка 23 тыс. кубов. Строительный материал производили недалеко от стройплощадки – мощность временного цементного завода в сутки составляла почти 600 куб. метров.

– Дороги из бетона имеют ряд преимуществ: срок службы более чем в два раза превышает асфальтобетонные, на них не возникают дефекты колейности, отсутствуют ограничения нагрузки грузового транспорта на полотно. В то же время это – использование местного сырья, поддержка отечественного производителя, – подчеркнул начальник отдела технического надзора и подготовки производства РУП «Могилевавтодор» Павел Скребунов.

Стоит отметить, что у дорожников Могилевщины уже есть опыт строи­тельства цементных дорог – данную технологию сперва опробовали на возведении подходов к мосту через Сож на Р­-140, а затем и на участке Р­-122 Могилев – Чериков – Костюковичи.

В настоящее время эпицентром строительства является мост через Днепр. Здесь задействовано более 120 мостостроителей. На помощь филиалу «МСУ № 1» пришли коллеги из брестского «Мостоотряда № 58», а сейчас подключаются еще два управления ОАО «Мостострой». Чтобы успеть в срок, организован двухсменный график, многие работы проводятся параллельно, что позволяет экономить такое драгоценное время.

Как рассказал прораб МСУ № 1 Вячеслав Гусев, мостовики уже приступили к завершающему этапу. Позади такой волнительный момент, как надвижка: практически все сооружение длиной более 370 метров и весом 2 тыс. тонн установлено в проектное положение, сейчас его опускают на опорные части. Это тоже трудоемкий процесс: под каждой из шести опор нужно просверлить по четыре отверстия. На первое пробное у мостостроителей ушло шесть часов, то есть на каждую опору необходимо около суток.

– Несмотря на то что идут работы по установке моста, одновременно проводится гидроизоляция полотна, – отмечает Вячеслав Юрьевич. – Сейчас мы завершаем устройство шкафной стенки на опоре № 6, чтобы можно было продолжить насыпь под строительство подъездов к сооружению.

Собеседник подчеркнул, что мостостроители прилагают все усилия для завершения объекта в срок. При этом работы под сооружением будут вестись еще какое­-то время после открытия движения, но они никак не повлияют на прочностные характеристики.

– Из-­за погодных условий, точнее сильного паводка, немного замедлилось возведение пятой опоры. Но мы смогли наверстать упущенное время, и уже 30 сентября берега Днепра соединил новый мост, – заключил специалист.

К слову, объект получился на славу. Сооружение полностью металлическое, состоит из главных балок, которые располагаются в длину, а также связующих элементов между ними. Одна балка весит почти 16 тонн и доходит в длину до 22 метров. Дорожное полотно накроют ортотропные плиты. В целом протяженность моста составила 378 метров с двумя стандартными полосами для автотранспорта шириной 11 метров и двумя тротуарами.

Пока последние штрихи к облику сооружения завершают мостовики, дорожники продолжают отделочные работы, устройство разметки, установку дорожных знаков и прочее.

Совсем немного времени осталось до пуска нового обхода. И станет заметно, как снизится транспортная нагрузка на областной центр, а водители смогут сэкономить время. Не стоит забывать и об экологии – сокращение транзита через город повлечет за собой уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы и растительности.

Строительство юго-западного обхода Могилева началось в мае 2021 года. Заказчик объекта – РУП «Могилевавтодор», генеральной подрядной организацией на выполнение строительно-монтажных работ является ОАО «ДСТ № 3». Строительная длина участка составляет более 11 км с большим мостом через Днепр.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»