ЗАСО «ТАСК»

Полет в правовом пространстве

14 марта, 2024

Стремительное развитие беспилотной авиации, в том числе расширение сферы коммерческого применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА), поставило на повестку дня вопрос правового регулирования такой деятельности.

В сентябре прошлого года подписан Указ Президента № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов», которым установлен ряд требований как к физическим, так и юридическим лицам в части использования гражданских БЛА. Сегодня это – один из важнейших аспектов обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов.

Важная роль в реализации положений документа отводится Департаменту по авиации Минтранса, а также ГУ «Авиационная инспекция», на которое возлагается непосредственно контроль за соблюдением нормативных правовых актов. Начальник отдела беспилотной авиации Василий Сенько убежден, что на первом этапе деятельность Авиационной инспекции должна сопровождаться широкой информационной кампанией, то есть доведением до владельцев гражданских беспилотных летательных аппаратов требований законодательства относительно их учета и эксплуатации.

Важнейшая из новаций документа заключается, пожалуй, в том, что физическим лицам отныне в принципе запрещен ввоз на территорию страны дронов. Под запретом также хранение, оборот, эксплуатация и изготовление гражданских БЛА и авиамоделей. В срок до 28 марта текущего года граждане обязаны осуществить отчуждение или передачу на хранение в уполномоченные организации своих беспилотников и авиамоделей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в законном владении, пользовании и (или) распоряжении которых находятся БЛА, обязаны поставить их на государственный учет в течение пяти рабочих дней. Для этого необходимо подать в Департамент по авиации в бумажном или электронном виде соответствующее заявление. Его форма, а также иная нормативная правовая и справочная информация касательно гражданских БЛА размещена на сайтах Департамента по авиации и ГУ «Авиационная инспекция».

Постановка на государственный учет осуществляется посредством включения данных о беспилотнике, а также юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в соответствующий журнал до 31 декабря текущего года, в автоматизированную информационную систему государственного учета гражданских БЛА (АИС БЛА) – начиная с 1 января следующего.

В случае принятия положительного решения Департамент по авиации в письменном или в электронном виде уведомляет об этом владельца и присваивает уникальный учетный номер. Он представляет собой сочетание кода страны BY, латинской буквы D и шести арабских цифр, первые пять из которых являются, собственно говоря, присвоенным уникальным учетным номером беспилотника, шестая указывает на регион регистрации организации – эксплуатанта БЛА (по аналогии с автомобильными транспортными средствами):

«1» – г. Брест и Брестская область;

«2» – г. Витебск и Витебская область;

«3» – г. Гомель и Гомельская область;

«4» – г. Гродно и Гродненская область;

«5» – Минская область;

«6» – г. Могилев и Могилевская область;

«7» – г. Минск.

После получения уведомления владелец дрона наносит на него присвоенный уникальный учетный номер. Использование БЛА без него запрещено.

Для безусловного обеспечения без­опасности полетов и общественной безопасности эксплуатация гражданского беспилотника может осуществляться только оператором, который прошел специальную подготовку и освоил требуемую образовательную программу. Перечень учреждений образования, осуществляющих подготовку операторов гражданских БЛА, размещен на сайтах Департамента по авиации и Авиационной инспекции.

– Полноценный широкомасштабный учет позволит иметь достоверную информацию о количестве эксплуатируемых в республике беспилотников, даст возможность наладить эффективный контроль за их применением, что в свою очередь поспособствует повышению уровня безопасности полетов, уменьшению количества нарушений правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, – комментирует новые нормы законодательства Василий Сенько.

Чтобы по правилам выполнить полет БЛА, его владелец обязан подать заявку на использование воздушного пространства страны в центр Единой системы организации воздушного движения. Процедура осуществляется посредством системы «Интернет-­Заявка» ГП «Белаэронавигация» через личный кабинет и только после предварительного заключения договора на обслуживание.

Для выполнения полета с одновременным осуществлением аэрофотосъемки обязательным условием является наличие у пользователя разрешения генерального штаба Вооруженных Сил. Заявление для его получения можно подать в электронном виде через электронную почту afs@mod.mil.by. При этом файл должен иметь расширение «*.pdf». Выдача разрешения производится бесплатно, в короткие сроки. Информация о его наличии указывается в плане полета или заявке на использование воздушного пространства.

Важно знать, что получение разрешения на аэрофотосъемку не влечет за собой автоматического получения разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, согласно Авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Государственного комитета по авиации и Министерства обороны Республики Беларусь № 7/30 от 01.06.2004, полеты беспилотников над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены.

Координаты опасных зон, в пределах которых полеты БЛА не допускаются, приведены в специальном перечне (приложение 2 к постановлению Минобороны от 09.11.2020 № 26). Ознакомиться с графическим представлением этого перечня можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» (http://map.nca.by/map.html).

И, наконец, об ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства. Она определена ст. 18.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физическое лицо – до 20 базовых величин, на юридическое – до 50). За повторное совершение такого же правонарушения в течение года – штраф от 10 до 50 и от 20 до 100 базовых величин соответственно.

Прямая уголовная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства в настоящее время национальным законодательством не предусмотрена. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы в соответствии со ст. 147, 149, 153, 155, 218, 219, 289, 314, 339 и другими Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, положения еще одного Указа главы государства от 05.06.2019 № 215 позволяют сотрудникам воинских формирований и органов внутренних дел, работникам военизированной охраны применять специальные средства, оружие, боевую и спецтехнику по пресечению полетов БЛА (авиамоделей), которые совершаются в нарушение действующего законодательства.

Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов находится также под пристальным контролем Минского областного исполнительного комитета. В рамках комплексного плана по профилактике правонарушений в столичной области на текущий год предусмотрено проведение мероприятий по предупреждению нарушений в сфере использования воздушного пространства. В реализации этого плана будет задействована и Авиационная инспекция.

Василий Сенько, начальник отдела беспилотной авиации ГУ «Авиационная инспекция»:

– Мы надеемся на рост правового сознания наших граждан, которые будут действовать строго в соответствии с требованиями законодательства. Тогда применение санкционных мер не потребуется. Как говорится, осведомлен – значит вооружен.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»