ЗАСО «ТАСК»

ПОЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

2 ноября, 2023

Новейшая история гражданской авиации нашей страны неразрывно связана с деятельностью всего транспортного комплекса, а воздушный флот Республики Беларусь по праву считается индикатором деловой активности.

7 ноября 1933 года в белорусской столице открылся аэропорт Минск-1. В тот же день отправился первый пассажирский рейс в Москву. Эта дата и стала отправной точкой в развитии гражданской авиации нашей страны. Славный 90-летний юбилей совпадает с профессиональным праздником белорусских авиаторов – он традиционно отмечается в первое воскресенье ноября. По случаю знаменательных событий директор Департамента по авиации Минтранса Игорь Голуб дал интервью нашему изданию.

Уважаемые коллеги, дорогие авиаторы, ветераны!

От имени Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций и от себя лично поздравляю вас с Днем работников гражданской авиации и 90-летием гражданской авиации Республики Беларусь!

Юбилей гражданской авиации – это праздник, символизирующий авиационное единение, преемственность поколений, общую ответственность за настоящее и будущее нашей Родины. Он объединяет всех, кто гордится многолетней историей отечественной авиации, приумножает ее заслуги и традиции.

Во все времена, начиная с зарождения авиации и до сегодняшних дней, ее главным достоянием, основным потенциалом являются люди, которые верой и правдой служат своему делу. Работники гражданской авиации – от авиадиспетчеров и пилотов до сотрудников аэропортов – отдают свои силы, знания, опыт служению небу и своей стране. Мужественные, талантливые и преданные делу авиаторы обеспечивают надежность и регулярность авиаперевозок, высокую культуру обслуживания пассажиров.

Особые слова признательности – ветеранам гражданской авиации, которые много лет назад прокладывали воздушные трассы, осваивали новые типы воздушных судов. Их пример безупречного отношения к делу – лучшая наука для молодых сотрудников, которые с благодарностью перенимают славные традиции отечественной авиации, бережно храня и передавая их от одного поколения к другому.

Хочу выразить благодарность всем, кто выбрал своей профессией и судьбой гражданскую авиацию. Профессионализмом, компетентностью и четкостью работы вы обеспечиваете безопасность полетов, своевременную доставку пассажиров и грузов. Вы преданно служите белорусской авиации, прилагая все знания и усилия для ее дальнейшего развития и процветания. Каждая из авиационных организаций вносит сегодня свой значимый вклад в общее дело.

Совместными усилиями мы и в дальнейшем будем продвигать наши услуги на отечественный и международный рынки, вносить вклад в социально-экономическое развитие родной Беларуси. Вместе мы сможем реализовать поставленные перед гражданской авиацией новые задачи.

Искренне желаю вам успехов в нелегкой и весьма важной деятельности, достижения всех поставленных целей и задач. Прекрасных полетов, чистого ясного неба, благополучного возвращения домой, всегда мягкой посадки, счастливых улыбок пассажиров и ваших родных, встречающих вас после работы.

Крепкого вам здоровья и благополучия, мира и добра, хорошего настроения и неиссякаемого оптимизма!

С праздником вас, уважаемые коллеги и ветераны гражданской авиации!

Директор И.В. ГОЛУБ

– Игорь Владимирович, что сегодня, в год своего 90­-летия, представляет собой гражданская авиация Беларуси?

– Это значимая транспортная подотрасль страны, в которой трудятся тысячи людей. Основу системы гражданской авиации составляют авиакомпании «Белавиа» и «Трансавиаэкспорт», Национальный аэропорт Минск, предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» с сетью областных аэропортов, Минский завод гражданской авиации № 407, Белорусская государственная академия авиации, а также ряд авиационных организаций негосударственной формы собственности. Весь этот комплекс обеспечивает успешное функцио­нирование и устойчивое развитие воздушного транспорта нашего государства.

Важно добавить, что с 1993 года Республика Беларусь является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и нашей страной подписано около 50 межгосударственных и межправительственных соглашений о воздушном сообщении. Таким образом, авиационная отрасль Беларуси занимает достойное место на мировом рынке авиационных услуг и соответствует всем международным требованиям по безопасности полетов, надежности и качеству авиаперевозок.

– Внешнеполитические факторы, конечно же, не могли не отразиться на работе отечественной авиационной отрасли и повлекли определенные изменения в векторе ее развития. Тем не менее текущий год был отмечен и рядом очень позитивных моментов в сфере гражданской авиации. Давайте накануне праздника вспомним о них.

– Несмотря на прекращение полетов западных авиакомпаний в Республику Беларусь, а отечественных перевозчиков – в Европу, после достаточно турбулентного периода 2020–2022 годов количество обслуженных авиапассажиров за 9 месяцев 2023-­го увеличилось более чем на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Национальный аэропорт Минск – это главные воздушные ворота страны. По техническим характеристикам и оснащению технологическим оборудованием он – один из лучших в СНГ, является членом Международного совета аэропортов. Предприятие предоставляет весь комплекс аэропортовых услуг. Имеет две искусственные взлетно-­посадочные полосы, оснащенные современным оборудованием, что позволяет принимать воздушные суда всех типов без ограничений в самых сложных метеоусловиях. Регулярные пассажирские рейсы в Национальный аэропорт Минск сегодня выполняют 10 авиаперевозчиков.

Авиакомпания «Белавиа» в августе открыла полетную программу из Минска в Дели (Индия). В октябре стартовали полеты из областного аэропорта Гомель в Москву. Таким образом, самолеты «Белавиа» сегодня выполняют регулярные рейсы в 21 аэропорт 10 государств мира. Флот пассажирских воздушных судов максимально задействован по всем открытым направлениям. Осуществляются полеты в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии и Ближнего Востока, туристические чартерные рейсы на курорты Египта и Турции. За 9 месяцев перевезено авиапассажиров на 12% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Грузо­оборот увеличился более чем на 29%. В ближайшей перспективе ожидаем от нашего авиаперевозчика новых полетных программ.

Идет процесс активного привлечения партнеров из государств – участников евразийской интеграции и СНГ для открытия новых рейсов из регионов РФ. Так, за текущий год силами российских перевозчиков начато выполнение регулярных полетов в Минск из Нижнего Новгорода, Уфы, Перми, Калуги, Череповца, Пскова. Кроме того, 2 октября азербайджанская авиакомпания AZAL после пятилетнего перерыва возобновила регулярные рейсы в Минск из Баку. Учитывая интерес белорусских граждан к экзотическим направлениям, предпринимаются шаги для развития маршрутной сети из дружественных стран Персидского залива, Центральной и Юго-­Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки.

Безусловно, открытие рейсов по новым направлениям, в том числе дальнемагистральных, – вопрос комплексный. Он прорабатывается совместно с другими заинтересованными ведомствами и государствами, крупнейшими туристическими компаниями. Ведь главные цели – это привлечение туристических и бизнес­-потоков в/из Беларуси и обеспечение доступных цен на перелеты для наших граждан.

В Департаменте по авиации убеждены, что расширение географии полетов и увеличение количества перевозчиков не только позволят жителям республики воспользоваться новыми направлениями для отдыха и деловых поездок, но и поспособствуют снижению стоимости авиабилетов.

Среди других положительных моментов хотелось бы отметить, что санкции никоим образом не повлияли на безопасность полетов, выполняемых нашими авиаперевозчиками. И это, пожалуй, самое главное. Большинство предприятий и организаций продолжают работать стабильно. Авиационная отрасль страны сумела сохранить опытный персонал. Ее услугами обеспечиваются все иностранные пользователи воздушного пространства, причем, как и в прежние времена, на высоком профессиональном уровне и с соблюдением всех международных норм и стандартов. Государственное предприятие «Белаэронавигация» в настоящее время обслуживает 63 маршрута воздушного движения протяженностью около 22 тыс. км.

– Лозунг «Кадры решают все!», как и прежде, звучит актуально. Подготовка специалистов для воздушного транспорта в республике проводится на базе Белорусской государственной академии авиации. И это еще один важный вектор совершенствования авиационной сферы деятельности.

– Целиком и полностью согласен, что развитие гражданской авиации требует самого серьезного подхода к подготовке кадров. За годы своего существования академия авиации выпустила тысячи специалистов, без которых невозможно представить полноценное функционирование отрасли.

Учебная и материально-­техническая базы, профессорско-­преподавательский состав, обновленные учебные программы, внедрение современных информационных технологий, изучение английского языка – все это способствует эффективному овладению профессиональными навыками и формированию необходимых компетенций у авиационных специалистов. Проводится постоянный мониторинг потребности авиапредприятий в подготовке кадров.

В этом году в истории БГАА и гражданской авиации Беларуси был сделан очень важный шаг. Учреждение образования впервые приступило к практической подготовке курсантов-­пилотов. Первый этап проходит на базе Минского аэроклуба ДОСААФ.

Стратегической целью развития академии является формирование на ее базе ведущего образовательного, научно­-исследовательского и методического центра в области подготовки авиационных специалистов как для Республики Беларусь, так и для зарубежных стран, осуществляющего теоретический и практический вклад в инновационное развитие страны.

Параллельно на базе Национального аэропорта Минск функционирует учебный центр авиационной безопасности ИКАО, который занимается обучением и подготовкой кадров по авиационной безопасности и перевозке опасных грузов воздушным транспортом. Он укомплектован квалифицированными преподавателями, прошедшими обучение в зарубежных учебных центрах ИКАО, имеет современную материально­-техническую базу, компьютеризированные аудитории, учебный пункт для отработки практических навыков по осуществлению досмотра пассажиров и иных лиц. Это гарантирует практикоориентированность учебного процесса.

На базе центра проходят обучение не только все категории белорусских авиационных специа­листов, но и представители авиационных властей, коллеги-­авиаторы из других стран, работники правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность на воздушном транспорте, представители сторонних организаций, которые осуществляют свою деятельность в области гражданской авиации.

– Игорь Владимирович, более полугода Вы находитесь в должности руководителя Департамента по авиации. Наверное, немало рассуждали о судьбе гражданской авиации. Какими видятся перспективы ее дальнейшего развития?

– Они неразрывно связаны с поступательным развитием нашего государства. И я как человек, большую часть своей жизни отдавший служению Родине, уверен в дальнейшем наращивании потенциала воздушного транспорта. Авиационная отрасль, как и Республика Беларусь, движется в своем экономическом развитии только вперед.

Всех – с профессиональным праздником!

В сложившихся условиях маркетинговая политика авиационной отрасли направлена на переориентацию полетов на иные маршруты и увеличение их частоты на существующих.

Белорусская авиация по-прежнему предлагает гражданам нашей страны и ее гостям очень благоприятные условия авиаперевозок и высококачественный сервис.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»