В Минске состоялось заседание совета Международного объединения профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства (МОП трансдорхоз). Его участниками стали представители родственных отраслевых организаций Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.


Председатель международного объединения Александр Шуриков обозначил позицию профсоюзов по регулированию незащищенных форм занятости, включая платформенную и самостоятельную. Важно, чтобы и на эту категорию распространялись социальные гарантии: пенсионное обеспечение, медицинское и страхование по безработице, оплата больничных листов. Следует законодательно запретить использование самозанятых без трудового договора на работах с вредными условиями труда, а также связанных с профессиональным риском, например, в сфере транспорта.
Выступление председателя БелПрофТранса Николая Матюка касалось охраны труда при возведении и ремонте дорог. Отраслевые профсоюзы играют важную роль в реализации требований законодательства в этой сфере. В частности, он обратился к опыту общественного контроля со стороны белорусского отраслевого профсоюза за соблюдением нанимателем надлежащих условий труда. Между БелПрофТрансом и Министерством транспорта и коммуникаций заключено Тарифное соглашение. Особое внимание уделяется реализации Концепции нулевого травматизма. Это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда (здоровья) и благополучие работников на всех уровнях производства. В отрасли утвержден план мероприятий по проведению Недели нулевого травматизма с целью обеспечения безопасности и здоровья тружеников, предотвращения несчастных случаев на производстве путем оперативного выявления нарушений норм и требований.
На предприятиях транспортного комплекса установилась положительная динамика снижения производственного травматизма. В частности, в авиационной отрасли такие случаи отсутствуют уже два года. Системная работа проводится на Белорусской железной дороге. Согласно Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости на 2021–2025 гг.» магистралью выполнен ряд организационных, правовых, технических, лечебно-профилактических мероприятий. В соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов приведены более 320 рабочих мест, что позволило улучшить условия труда 813 специалистов. Число мест с вредными и (или) опасными условиями в сравнении с 2021м снизилось на 2,4%. На выполнение запланированных мероприятий в прошлом году израсходовано более 15 млн рублей.
Однако по-прежнему высокий уровень производственного травматизма сохраняется на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
– Мы очень ответственно занимаемся охраной труда, – подчеркнул Николай Матюк. – Общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства осуществляют на профессиональной основе
15 технических и 4297 общественных инспекторов труда. Профсоюз принимает активное участие в расследовании несчастных случаев, если такие происходят.
В июле прошлого года БелПрофТранс совместно с Минтрансом провел на базе Образовательного центра безопасности жизнедеятельности МЧС Беларуси республиканский семинар с руководителями предприятий транспорта и дорожного хозяйства о реализации требований Директивы Президента о мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины. В дальнейших планах – организация на отраслевом уровне ежеквартально единого дня профилактики производственного травматизма, включающего круглые столы, семинары-совещания, выездные приемы, прямые телефонные линии и другие мероприятия.
Заседания совета проходят дважды в год. Последний раз его участники встречались в Минске в 2017-м. Основной задачей объединения является защита трудовых прав и обеспечение гарантий трудящихся по вопросам занятости, оплаты и охраны труда, здоровья, социального обеспечения. Деятельность в рамках МОП способствует обмену опытом работы и дальнейшему развитию партнерских связей между родственными профессиональными союзами на постсоветском пространстве.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»