ЗАСО «ТАСК»

ДОРОЖНОЕ ВЕЧЕ НА БРЕСТСКОЙ ЗЕМЛЕ

1 июня, 2023

25–26 мая в Барановичах прошел производственно-практический семинар по эксплуатации республиканских автомобильных дорог. Организатором выступило РУП «Бреставтодор» при активной поддержке главного управления автомобильных дорог Минтранса.

Такого семинара в дорожной сфере не было много лет – по масштабности и массовости, насыщенности программы и нестандартному формату проведения, а также амбициозности поставленных целей. Без малого сто участников. Представлены все дорожные организации системы Минтранса, вплоть до дорожно-эксплуатационных управлений. Ярко выраженная практическая направленность. Главная задача – поиск решений повышения качества работ по эксплуатации автодорог.

С учетом поручений правительства Минтранс с прошлого года изменил подходы к распределению финансовых ресурсов. Основная их часть теперь направляется на ремонт обслуживаемой дорожной сети, от транспортно­-эксплуатационного состояния которой прямо или косвенно зависит не только развитие экономики страны и регионов, но и повседневная жизнь граждан, включая их безопасность. Потому вопросы содержания автодорог находятся на постоянном контроле у министра Алексея Авраменко. Для поиска совместных решений главное управление автомобильных дорог предложило организовать республиканский семинар по этим аспектам.

– Первое, с чего мы решили начать, – это обмен опытом, – прокомментировал начальник ГУАД Григорий Глазко. – Посмотреть, как обстоят дела с ямочным ремонтом в разных регионах Беларуси. Не просто похвастаться, у кого получается лучше, а поднять проблематику дорожного хозяйства, вывести людей на диалог и определиться с тем, в каком направлении будем развиваться дальше.

Министр идею поддержал. Но понадобилось еще два месяца напряженной работы, обсуждений, чтобы она кристаллизировалась и обрела черты реального проекта. Претворить его в жизнь поручили РУП «Бреставтодор».

По мнению Григория Глазко, в вопросах эксплуатации и содержания автодорог, культуры и качества производства работ у этого предприятия есть чему поучиться. Генеральный директор Михаил Непочелович – человек инициативный, ищущий, открытый для всего нового, прогрессивного, умеющий смотреть вперед, за линию горизонта.

В качестве площадки для проведения ответственного мероприятия определили ДЭУ № 24 РУП «Бреставтодор». Оно оптимально подошло прежде всего с точки зрения удобства доставки участников на объект. Находится управление на окраине Барановичей и, можно сказать, равноудалено от разных регионов Беларуси. С показателями здесь тоже полный порядок. Для молодого и перспективного начальника Николая Дриневского ДЭУ – первое и пока единственное место работы, к тому же любимое. Хотя участок ему достался не из легких. На балансе – 385 км автомобильных дорог в четырех районах Брестской области. В составе управления – шесть линейных дорожных дистанций, асфальтобетонный завод, участок по нанесению дорожной разметки, цех мастик, собственная лаборатория… Есть что показать гостям!

Окончательный вариант программы семинара формировался непосредственно в недрах «Бреставтодора». Организаторы поставили перед собой задачу продемонстрировать все виды технологий, с помощью которых предприятие поддерживает дорожную сеть в хорошем эксплуатационном состоянии. Первое – это замена слоев износа, то есть верхнего покрытия. Второе – устройство защитных слоев: более дешевый метод, который позволяет существенно продлить срок службы покрытия. Третье – пресловутый ямочный ремонт, ставший уже притчей во языцех. А потому и решено было вынести на обсуждение участников семинара ряд очень болезненных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации транспортных артерий, чтобы определиться, каким путем всем вместе идти дальше.

– Опосредованно люди платят за пользование дорогами и вправе предъявлять требования к их качеству, – пояснил Михаил Непочелович. – Дорожные службы должны обеспечить как минимум два критерия – безопасность и комфорт. Исходя из этого, мы и составляли программу семинара.

Сжатые сроки подготовки к мероприятию абсолютно не пугали генерального директора. Ведь запланировали показать коллегам то, чем автодор, по сути, занимается каждый день.

– Больше всего, – признался Михаил Иванович, – я опасался, чтобы не было дождя. Слишком уж производство работ зависит от капризов погоды.

Небесная канцелярия не подвела.

В своем обращении к участникам семинара с приветственным словом на автодороге М-­1/Е 30 руководитель ГУАД Минтранса Григорий Глазко выразил уверенность, что профессиональное общение и обмен опытом помогут найти решения, которые будут способствовать повышению эффективности и качества содержания и ремонта автодорог во всех областях страны, обеспечат их безопасность. Деловая программа началась с показа работы асфальтоукладочного комплекса. Затем были продемонстрированы различные технологии устройства ямочного ремонта (СОМС, литыми асфальтобетонными, горячими (теп­лыми) смесями, струйно­-инъекционный метод).

Следующим этапом стал переезд на производственную базу ДЭУ № 24 «Лесино», где находятся асфальтобетонный завод, цех по выпуску СОМС, литых смесей и мастик, дробильно-­сортировочная установка, лаборатория. В соседнем ДЭУ № 25 «Оранчицы», к слову, имеется собственная установка для приготовления битумных эмульсий БИЭМ­10, которыми «Бреставтодор» обеспечивает не только себя, но и коллег из «Гродноавтодора».

Далее – посещение участка дороги Р­-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно, где в присутствии гостей была произведена укладка смесей «Сларри Сил» посредством установки «Пейвер М-­310». Затем участники ознакомились с работой еще двух установок – для дробления пней при расчистке полосы отвода и для укрепления обочин.

Следующий день начался с нанесения горизонтальной дорожной разметки. Вместе с исполнителями гости проводили приборный контроль ее качества и эффективности, а также знаков.

После состоялось знакомство с работой мостовой службы РУП «Бреставтодор», которая в эти дни занимается ремонтом деформационного шва на путепроводе через М­-1/Е 30, на км 9 автодороги Р­-108 Барановичи – Молчадь – Дятлово. Посетили участники семинара и мост через реку Мышанку на км 10 этой же трассы, текущий ремонт которого был выполнен исключительно силами ремонтно­-мостового управления.

Даже этот неполный перечень мероприятий дает представление о том, какой насыщенной была программа двухдневного семинара. Участники посетили семь участков автодорог и две производственные базы ДЭУ. Все этапы практической части были четко определены. В назначенное время на объект доставлялась необходимая техника. Специалисты были готовы не только выполнить работы, но и компетентно прокомментировать происходящее, а также дать исчерпывающие ответы на все вопросы коллег. Позаботились организаторы даже об оснащении мест проведения семинара громкой связью, чтобы все имели возможность слышать необходимые пояснения.

Болея за свой автодор, начальник ДЭУ № 24 заметил:

– Это не были показательные выступления. Так мы работаем ежедневно. А высокого качества покрытия добиваемся исключительно строгим соблюдением технологии работ.

Следует отметить, что в Беларуси такие же технологии и та же техника применяются повсеместно. Но в каждом регио­не – свои особенности и лайфхаки. Потому интерес коллег из других областей был искренним и неподдельным. Они активно задавали вопросы, уточняли детали, с чем-­то соглашались, какие-­то моменты оспаривали. И это нормально, когда вместе собираются профессионалы. На вопрос обозревателя «ТВ» о пользе для них, опытных практиков, участия в таком мероприятии, отвечали утвердительно: и интересно, и полезно.

Нельзя не отметить и ту теплую, доброжелательную атмосферу, которая царила в целом. И это тоже по­-своему способствовало свободному выражению мнений, в отдельных случаях достаточно критических. Прекрасный пример тому – демонстрация ограждения мест производства работ на участке текущего ремонта при замене верхнего слоя покрытия. Организаторы постарались сделать все строго в соответствии с требованиями: установили сигнальные конусы на таком расстоянии и в таком количестве, как того требует нормативный документ – ТКП 636­2019 «Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и улиц населенных пунктов». То есть через каждые два метра на двухкилометровом участке.

– Для безопасности это, может быть, и неплохо, но с точки зрения экономики и производительности труда бригады, которая обеспечивает подготовительный процесс, наверное, не совсем правильно, – отметил один из участников. – На это уходят и время, и деньги. Если учесть, что сигнальный конус стоит около 130 рублей, а их на ограждение двух километров дороги понадобилась тысяча штук, необходимо потратить порядка 130 тыс. рублей. За такие средства можно уложить полкилометра асфальтобетона!

Тема оказалась настолько злободневной для дорожников всех регионов, что многие активно включились в обсуждение:

– Чтобы выполнить три квад­ратных метра ямочного ремонта, который стоит 100 рублей, надо затратить 130 тыс. рублей только на приобретение конусов. Плюс знаки, которых для заделывания одной ямки надо выставить минимум 16, а то и 32, а еще демпфирующие устройства. Получается, что ограждение мест производства работ требует больше трудозатрат, чем само производство по заделке выбоин.

Все однозначно высказались за внесение изменений в действую­щий ТКП. Находившийся здесь начальник управления безопасности и содержания автодорог государственного предприятия «БелдорНИИ» Сергей Кабак не смог не согласиться со справедливостью высказанных замечаний:

– Шаг действительно слишком маленький. С ГАИ этот вопрос обсуждался. Есть предложение ставить сигнальные конусы через два метра только вначале. Когда водитель въехал в опасную зону, можно рассчитывать, что он предупрежден, и расставлять конусы реже. Сейчас в данный ТКП планируются изменения.

Завершающий этап семинара – заседание в зале местного исполкома. Обширное и детальное выступление заместителя генерального директора РУП «Белдорцентр» Александра Кононова по проблемным вопросам, возникающим в ходе освидетельствования и приемки работ по ямочному ремонту, устройству защитных слоев, поверхностной обработке, нанесению дорожной разметки, а также ограждению мест производства работ.

И снова множество острых вопросов из зала от дорожников­-практиков. Возможность высказаться предоставлялась всем. И участники семинара активно этим пользовались в надежде, что их предложения будут услышаны. Ответы, возможно, не всегда устраивали. Но это ведь лишь начало диалога, который необходимо продолжить. И важно, что он все-­таки состоялся. Значит, усилия организаторов были не напрасными.

К слову, в их адрес прозвучало немало слов благодарности. Следовательно, можно утверждать, что первый производственно­-практический семинар по эксплуатации рес­публиканских автодорог состоялся.

Григорий Глазко, начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса:

Все прошло очень достойно, на хорошем уровне. Дальше посмотрим: если первый семинар даст толчок движению, обязательно будем проводить аналогичные мероприятия. Надо, чтобы каждый имел возможность рассказать об имеющихся проблемах.

Михаил Непочелович, генеральный директор РУП «Бреставтодор»:

С моей точки зрения, нам удалось вывести участников на откровенный разговор о проблемах, назревших
в дорожном хозяйстве. Собрались профессионалы, желающие двигаться вперед. Многих волнуют практически одни и те же вопросы. И очень важно, что люди пытаются поднимать злободневные темы.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»
Фото автора