Афганская война длилась 9 лет, 1 месяц и 18 дней. Почти год провел на ней начальник авиационной инспекции Департамента по авиации Минтранса Олег Яковлев.


Он родился в Мурманской области, в семье военного летчика. Наверное, поэтому с малых лет другой судьбы для себя не представлял. А летать хотел, как и отец, исключительно на вертолетах. Под звуки винтов этих крылатых машин прошло все его детство. После окончания школы поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Как раз в это время и началась для Советского Союза афганская военная кампания.
– Наше поколение родом из СССР. Мы все, курсанты, готовы были ехать в Афганистан добровольцами. Такое вот патриотическое чувство, – вспоминает Олег Владимирович.
Подразделение, где служил Яковлев с товарищами, базировалось в Кандагаре, самой южной части страны. Задача – прикрывать воинские части, выполнявшие боевые задачи и находившиеся в различных локациях горного региона вдоль так называемой дороги жизни, которая проходила с севера на юг. Надо было оказывать огневую поддержку, транспортировать раненых, доставлять продовольствие.
– Летать приходилось в любое время, – рассказывает наш собеседник. – В Афганистане практически отсутствовали электростанции. Поднимаешься в воздух ночью – везде кромешная тьма, а лететь надо по заданному маршруту в указанную точку и выполнять там посадку. При этом не исключалась вероятность, что в любой момент вертолет может быть сбит. Тяжелая и очень ответственная работа. Но чувство локтя, взаимопомощи, бесконечной веры друг в друга в таких условиях консолидировалось очень сильно. Я до сих пор ощущаю это.
Пришлось Олегу Яковлеву совершать полеты и в печально известном «черном тюльпане» – военно-транспортном самолете Ан12, который увозил тела погибших военнослужащих (так называемый груз 200) с территории Афганистана.
– Это боль всех, кто там был и терял товарищей. Наш выпуск в училище составлял 280 человек. Из них около 60 осталось в Афганистане, то есть почти каждый четвертый. Молодые ребята…
Олег Владимирович как кадровый военный за себя и своих товарищей отвечает лаконично:
– Мы, военнослужащие, исполняли свой воинский долг. Военный всегда должен оставаться верным принесенной присяге.
Та война по-прежнему отзывается болью в сердце. И 15 февраля остается особенным днем в его жизни – трагичным и памятным.
Ратный труд боевого офицера в горячей точке был отмечен орденом Красной Звезды. После возвращения из Афганистана в 1987 году Олег Яковлев служил в Калининградской области. Окончил Военно-воздушную Краснознаменную ордена Кутузова академию имени Ю.А. Гагарина, к слову, с отличием, как и военное училище. Когда пришло время определяться с местом будущей службы, безоговорочно остановил свой выбор на Беларуси, где жили родные.
До 2004 года служил в Военно-воздушных силах Республики Беларусь. Был командиром авиационной воинской части, готовил летный состав и летал сам. После того как стала формироваться авиация МЧС, он сменил службу в ВВС на более мирную работу, полезную людям в гражданской жизни. Тушили пожары в Турции, Греции и России, оказывали помощь при наводнении в Сербии. Во взаимодействии с Минздравом перевезли более ста сердец для выполнения операций по пересадке этого жизненно важного органа.
С 2017 года Олег Яковлев трудится в транспортной отрасли. Был заместителем генерального директора по аварийно-спасательным работам в Национальном аэропорту Минск. Затем Департамент по авиации доверил ему формирование важного контрольного и надзорного органа – авиационной инспекции. Продиктовано это было требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
– Деятельность инспекции направлена прежде всего на безопасность полетов, – подчеркивает Олег Владимирович. – Мы инспектируем авиационные организации, проверяем их соответствие авиационным правилам. Конечно, бумажная работа нелегка для боевого летчика. Хотелось бы еще полетать. Как говорится, драйва всегда в жизни не хватает. Но надо понимать, что приходит время, когда кто-то другой должен бежать стометровку и становиться олимпийским чемпионом. И к этому следует относиться спокойно.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»