ЗАСО «ТАСК»

ОТ ИДЕИ – К РАЗРАБОТКЕ

25 января, 2024

На Белорусский государственный университет транспорта возложена важная миссия подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с современными тенденциями экономики. Одним из направлений повышения качества образования является широкое вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

О том, как обеспечивается создание условий для реализации их творческого потенциала и интеллектуального развития, генерируются новые знания, рассказывает проректор по научной работе БелГУТа кандидат технических наук, доцент Александр Ерофеев.

• На 9 факультетах БелГУТа и в трех входящих в его состав колледжах обучаются более 9 тыс. учащихся, курсантов, студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, работают около 1,5 тыс. сотрудников.

• Сегодня действуют 88 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами, научными центрами и организациями
14 стран. В вузе обучаются порядка 290 студентов, магистрантов, аспирантов из восьми стран.

• В составе БелГУТа функционирует НИИ железнодорожного транспорта, в который входят 10 НИЛ и центров, пять НИЛ имеют государственную аккредитацию.

Особенностью нашего университета является высокая ориентированность исследований, стремление соединять новые разработки с производством. В настоящее время половину доходов от научной деятельности, которой занимаются не только профессиональные ученые, но и преподаватели, сотрудники, аспиранты, студенты, мы получаем по экспортным контрактам, на долю бюджетного финансирования приходится только 2%. Остальное зарабатываем сами, что говорит о высокой практической ориентированности и востребованности наших научных результатов.

В 2023 году по заказу предприятий и организаций Республики Беларусь выполнено около 1 тыс. научно­-исследовательских и инженерных работ и порядка 300 зарубежных контрактов (Россия, Китай, Узбекистан, Эстония, Литва, Казахстан, Туркменистан).

Для Минтранса проведены исследования причин происшествий и уровня защищенности на объектах транспортной деятельности и в организациях, предложены меры по совершенствованию национальной системы квалификаций, разработаны профессиональные стандарты.

Можно с уверенностью сказать, что полученными результатами коллектив университета может гордиться. На выходе мы имеем не только научные статьи, но и практические разработки, которые затем внедряются в производство.

У нас налажена система последовательной подготовки «студент – ученый». Научно­-исследовательская деятельность обучающихся помогает совершенствовать их профессиональное формирование, развивает творческие способности. Итоги этой работы каждый год подводятся на вузовской научно-­технической конференции.

Студенты и магистранты активно участвуют в международных, республиканских конкурсах, олимпиадах, конференциях, выставках, симпозиумах. В ежегодном республиканском научно-­техническом конкурсе «Транспорт будущего» вместе с воспитанниками вуза задействованы и школьники. По результатам выделяются те, кто способен продолжать обучение в магистратуре, аспирантуре университета, успешно заниматься исследованиями.

Представители БелГУТа постоянно становятся лауреатами конкурса работ молодых ученых и специа­листов Гомельского областного исполнительного комитета. В прошедшем году ими были старший преподаватель кафедры «Электротехника» И. Громыко и аспирант кафедры «Вагоны» А. Отока.

В настоящее время действуют 12 научно­-педагогических школ, возглавляемых известными в нашей стране и за рубежом учеными, 9 студенческих научных (творческих) объединений. Продуктивно работает совет молодых ученых, который объединяет наиболее активных представителей кафедр и научных подразделений в возрасте до 35 лет.

БелГУТ ведет подготовку кадров высшей квалификации по трем специальностям в докторантуре и восьми – в аспирантуре. Работают два совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Ученая степень доктора наук присвоена заведующему кафедрой «Графика» О. Острикову, кандидата наук – директору Института повышения квалификации и переподготовки кадров А. Зенкевичу и доценту кафедры «Управление автомобильными перевозками и дорожным движением» Д. Ходоскину, ученое звание профессора – профессору кафедры «Локомотивы» А. Путято, доцента – доценту кафедры «Строительные технологии» Ю. Шафиевой, заведующему кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» Е. Федорову и доценту кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» А. Нестерович. Также в ноябре прошлого года кандидатская диссертация защищена старшим преподавателем кафедры «Строительные технологии» М. Марковой.

В прошедшем году проведены 22 научных мероприятия (конференции, семинары), в том числе 15 международных. Преподавателями и сотрудниками изданы семь монографий, 29 учебников и учебных пособий, 488 статей в журналах и сборниках научных трудов, получено три патента. В университете выпускаются научно-­практический журнал и три сборника научных трудов, включенные в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований. Сейчас выполняются четыре проекта, которые финансируются Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, а также четыре задания государственных программ научных исследований (ГПНИ).

Под руководством доктора технических наук профессора А. Шимановского проведен комплекс экспериментов для оценки влияния погодных факторов, вариантов конструктивного исполнения съемного оборудования, изменения геометрических и физических параметров узлов и деталей транспортных конструкций, перево­зимого груза на режимы движения и прочностные характеристики транспортных средств.

Испытательный центр железнодорожного транспорта (начальник – кандидат технических наук В. Комиссаров) выполнял сертификационные испытания железнодорожной продукции для предприятий Беларуси, России, Казахстана и Узбекистана, а также в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности, оптимизации энергопотребления и сбережения топливно­-энергетических ресурсов, по исследованию прочности материалов и элементов конструкций – для предприятий БЖД и промышленности Гомельской области. В рамках взаимодействия с партнерами из КНР проведены сертификационные испытания железнодорожной продукции по запросу компании «ЦРРЦ­КУЭК ЖелДорТехника». Ведутся работы по созданию центра испытания железнодорожной продукции для предоставления китайским предприятиям услуг по испытанию оборудования с последующей его сертификаций в БелГУТе с целью поставки на рынок ЕАЭС.

НИЛ «Управление перевозочным процессом» для Белорусской железной дороги осуществлена разработка проекта методических рекомендаций по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения регионов Республики Беларусь, доработано программное обеспечение автоматизированной системы по расчету потребности в вагонных парках для освоения перевозок грузов с учетом прогнозных объемов и их направления следования.

В 2023 году университетом выполнены ключевые показатели эффективности научной деятельности и сформирован хороший задел для успешной работы в будущем.

• БелГУТ с филиалами выпустил 1821 специалиста.

• Университет аккредитован как орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг. В 2023 году выданы 45 сертификатов соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 19 – на продукцию иностранных производителей; зарегистрированы 13 деклараций о соответствии техническим регламентам ЕАЭС, из них шесть – на продукцию иностранных производителей; выданы шесть сертификатов соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; оформлены 27 актов идентификации запасных частей.

• БелГУТ имеет свидетельство Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на право проведения работ по техническому диагностированию локомотивов с целью продления назначенного срока службы и является единственной организацией на территории Республики Беларусь, у которой есть право на выполнение данных работ. Осуществлено техническое диагностирование 232 пассажирских вагонов БЖД с целью продления срока службы, 165 грузовых – собственности белорусской стальной магистрали и промышленных предприятий республики, 50 грузовых – зарубежных предприятий, четырех вагонов и 75 тележек вагонов метрополитена.

• Университетом разработаны инновационное программное обеспечение для предприятий транспортного комплекса, более 100 нормативных документов в области безопасности перевозок, охраны труда, экономики, тарифов.

Инициативы будущего

Накануне Дня белорусской науки БелГУТ стал площадкой для проведения II Республиканского форума «Молодежные инициативы при решении научных проблем в современном мире», организатором которого выступил совет молодых ученых университета. В мероприятии участвовали 50 молодых ученых из восьми ведущих вузов страны. Об актуальных направлениях развития транспортной науки на современном этапе проинформировал проректор по научной работе Александр Ерофеев. Он же представил 10 главных тенденций и инноваций в железнодорожной отрасли, рассказал о первой линии квантовой связи и раскрыл перспективные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта.

Участники форума посетили научно-исследовательские и учебные лаборатории университета, где ознакомились с современными подходами к образовательному процессу: обучение в 3D-классе, использование интерактивных настольных макетов сооружений и ландшафта для проектирования мостов и переправ, а также симуляционных лабораторий, имитирующих реальное движение транспорта в различных ситуациях.

В учебной лаборатории «Управление движением» собравшимся был продемонстрирован макет железной дороги с подвижным составом и железнодорожной инфраструктурой – от энергоснабжения до линий связи. Лаборатория занимает половину этажа корпуса и имитирует работу большого участка железной дороги, где каждое помещение представляет собой одну или несколько железнодорожных станций, связанных между собой «нитками» рельсов общей длиной порядка 80 метров. Отправить поезд со станции Платоново и принять его в Образцово доверили гостям университета. Процессы управления перевозками пассажиров и грузов с помощью отечественного программного обеспечения, которое используется на БЖД, продемонстрировали в учебной лаборатории «Центр управления перевозками». С макетом мостового перехода и приборами неразрушающего контроля, применяющимися в многочисленных научных экспедициях, участники форума ознакомились в учебной лаборатории «Строительство и восстановление транспортных коммуникаций».

Подготовила Людмила КОПАТЬ, «ТВ»