ЗАСО «ТАСК»

О ДРУГОЙ СУДЬБЕ НЕ ДУМАЛ

28 июня, 2023

В жизни и карьере каждого человека случаются события, которые навсегда остаются в памяти, а истории о них, возможно, еще многие годы будут передаваться из поколения в поколение. Таких эпизодов было достаточно и в судьбе шкипера нефтеналивного судна речного порта Брест Михаила Занько. Одно из знаковых событий связано с профессиональной деятельностью: вместе со своей командой 43 года назад он привел в Брест знаменитый теплоход «Гродно», ставший жемчужиной водного пространства областного центра.

По волнам молодости
Во время перехода для защиты стекол установили деревянные щиты

Вот так всю жизнь отдал одной профессии.
О другой судьбе для себя никогда не думал.
Если работа в удовольствие, то мыслей
таких не возникает и все получается.

В беседе Михаил Петрович отметил, что о работе на водном транспорте мечтал с детства. Мальчишками смотрели фильмы и представляли, как вырастут и будут ходить на рыболовных судах. Мечту предавать нельзя, поэтому выбор учебного учреждения был определен – поступил в Гомельский политехникум на отделение «Судовые силовые установки», после окончания которого получил специальность «Судоводитель. Судомеханик». Вернувшись из армии в начале 1969-­го, устроился на работу в речной порт Брест. Трудился в должности второго помощника капитана буксирного теплохода, а через несколько лет стал капитаном­-механиком.

В 1980 году Михаилу Петровичу была поручена ответственная миссия: привести в Брест из Москвы пассажирский теплоход. Полюбившееся не одному поколению брестчан и гостей города судно преодолело немалый путь, прежде чем занять свое место у причала набережной реки Мухавец.

– Этот теплоход, как и многие другие пассажирские суда того года выпуска, был спроектирован для перевозки участников и гостей Олимпиады-­80, – рассказывает Михаил Занько. – Затем Московское речное пароходство приняло решение отдать несколько из них в пользование другим предприятиям водного транспорта. Пять должны были перевести в Беларусь, один отдали Брестскому порту.

Принимать судно отправилась команда из четырех человек: капитан­-механик, первый помощник капитана и два моториста-­рулевых. Прибыв в Белокаменную в начале сентября, участвовали еще в строительстве теплохода.

– Мы устроились слесарями на судостроительный и судоремонтный завод в Нагатино, – вспоминает наш собеседник. – Образование позволяло. Почти месяц работали по нарядам, изучали судно. И в конце месяца ушли своим ходом.

Так по Москве­-реке через Оку теплоход оказался в Волге, потом по Дону вышел в Азовское, а затем – в Черное море. Оттуда по Днепру и Припяти, преодолев шлюзы Днепро­-Бугского канала, попал во флотилию речного порта Брест. Для этого судно миновало почти 7 тыс. км. В пути экипаж «Гродно» находился два месяца, и на деле все шло далеко не так гладко, как на словах.

На Оке из строя вышел редуктор двигателя. У экипажа был выбор: вызывать комиссию из Москвы либо делать все своими силами. В первом случае решение проблемы заняло бы как минимум несколько недель. Приближались заморозки, поэтому команда взялась за ремонт. И уже через пару дней «Гродно» продолжил свой путь. Кстати, редуктор, который экипаж самостоятельно тогда перебрал, работал без нареканий еще около восьми лет!

– Почти месяц пришлось простоять в Ростове, – продолжает первый капитан теплохода. – Действовало штормовое предупреждение, и нам не разрешалось выходить в море. Потом судно погрузили на Волго­Балт 35,
так оно двигалось до Феодосии. И только после окончания шторма мы смогли пойти дальше своим ходом.

Стоит отметить, что в то время не было никаких локаторов, экипажу теплохода приходилось ориентироваться лишь по скорректированным лоцманским картам. Михаил Занько вспоминает, что иногда для надежности связывались по рации с местными пассажирскими судами и двигались в метрах пятистах за ними.

Серьезно поволновались члены экипажа на Каховском водохранилище.

– Мы шли ночью, – говорит Михаил Петрович. – Неожиданно начался шторм и сильный боковой бортовой ветер. Судно стало сильно раскачивать из стороны в сторону. Признаться, все очень испугались. Тогда впервые мне пришлось использовать тактику поперенажного движения. Это нас спасло, качка значительно уменьшилась.

Ответственность на капитане, конечно, лежала огромная, переход был тяжелым. Шутка ли, за эти два месяца судоводитель потерял 12 кг веса! Наш собеседник признается: это стало для него настоящей школой жизни. К слову, несмотря на то, что Михаил Петрович был самым молодым капитаном, он единственный, кому удалось привести теплоход на родину до начала заморозков. Остальным судам, направляющимся в Беларусь, пришлось зимовать в Ростове.

Еще восемь лет Михаил Занько работал на теплоходе «Гродно» в Бресте.

– Спрос на речные прогулки был огромным, – вспоминает он. – В очереди на набережной стояли по 500 человек. Все хотели покататься на новом судне. В праздничные дни иногда перевозили до 6 тыс. пассажиров в день!

Позже Михаил Петрович перешел на должность капитана-­механика на буксирный теплоход, а с 1995­го стал шкипером нефтеналивного судна. Уже 54 года трудится в Брестском порту. Человек узнаваемый и уважаемый. По совместительству он еще и караванный капитан, начальник охраны, председатель совета ветеранов.

Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТВ»