Изменения в движении товарных потоков ломают мировую логистику.
Теперь в приоритете – южные маршруты, куда переориентируются белорусские международные автомобильные перевозчики. Среди них – ТЧУП «Янстронг».
Об особенностях работы в нынешних условиях рассказывает директор предприятия Дмитрий Воронцов.
Некоторые водители взяли паузу и наблюдают за тем, что происходит на рынке. А еще решают, готовы они в нынешних условиях работать на международных перевозках в белорусских компаниях или лучше поменять сферу деятельности.
Буквально в одно утро мы практически стали работать с нуля, поскольку попали в ситуацию, к которой совершенно не были готовы. Все, чего достигли за прошлые годы на европейском направлении – клиенты, партнеры, наработанные маршруты, фактически ушло в историю.
Каждый рынок уникален, в каждой стране – своя специфика и определенные правила, по которым надо научиться работать. Например, когда приняли решение выходить на Испанию, необходимые бизнеспроцессы шаг за шагом организовывали полгода.
Сейчас осваиваем рынок южных стран, прежде всего, Турции. Две трети собственного парка направили в Азию. Каждый день в этом направлении грузится 10–15 наших машин. Работаем и с перецепкой – это около 20–30% объемов. Словом, используем любую возможность.
Пока о той доходности, которая была на европейском направлении, можно только мечтать. Там имелись наезженные маршруты, стабильное партнерство, понимание логистических процессов. Водители четко представляли круг своих обязанностей, порядок оформления документов и прохождения границы. Сейчас стало подругому. Откровенно говоря, белорусские перевозчики работают не ради развития компаний и отрасли в целом, а для сохранения коллективов и подвижного состава. И не все одинаково хорошо справляются с новыми задачами.
В данный момент активно работаем с турецкими логистическими операторами, местными складами. Можем аккумулировать грузы со всей страны, то есть у нас имеется возможность доставлять из Турции мелкие партии импорта. Работаем над доставкой туда сборных грузов из Беларуси и России. Сотрудничаем также с таможенными терминалами.
Среди трудностей – языковой барьер, поскольку большинство клиентов, сотрудников погранпереходов и складов временного хранения общаются только на турецком. Надо также понимать, там совершенно другой подход к бизнесу – по сути, в Турции пока недоступно даже то, что делалось в Европе вчера.
Для поездок используется в основном маршрут через погранпереход «Верхний Ларс» на российскогрузинской границе. Со всеми вытекающими отсюда проблемами: невероятно долгие простои в «колейках», отсутствие нормальных площадок и условий для отдыха водителей.
Ощутим дефицит «дозволов». Изза этого невозможно налаживание долгосрочного сотрудничества, а разовые сделки не выгодны обеим сторонам.
На азиатских рынках мы конкурируем не только друг с другом и россиянами, но и с огромным количеством турецких перевозчиков. К ним добавляются азербайджанские транспортники, у которых отработана система маршрутов, есть своя клиентская база. Активизировались в последнее время грузинские и армянские коллеги. То есть конкуренция жесткая. Это, вероятно, повлечет снижение фрахтов. Впрочем, ставки уже заметно упали, и дальнейшее развитие ситуации непредсказуемо.
Имеются кадровые проблемы. Наши водители морально не готовы к рейсам по 40 дней, ведь на европейском направлении перевозка длилась две недели, а потом пару дней отдых дома. К новому графику приспосабливается не каждый. Добавьте сюда длительные простои в очередях с отсутствием санитарнобытовых условий, трудности в общении с местными жителями.
Стараясь удерживать оплату труда хотя бы на прежнем уровне, ищем варианты, чтобы наши водители получали достойные деньги. Однако, по сути, работая сегодня ради работы, мы не можем конкурировать в этом с европейскими компаниями.
Подготовил Александр Михайлов