ЗАСО «ТАСК»

МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКА БОЛЬШОГО АВТОВОКЗАЛА

31 августа, 2023

У Новополоцкого автовокзала – большая история. Открытый в марте 1977 года, по тем временам он считался одним из самых стильных и красивых в республике. Мы поговорили с его руководителями разных лет. Первая начальница Галина Ивановна Шеф вспомнила, как все начиналось и развивалось. Ирина Ивановна Масловская, возглавляющая коллектив ныне, рассказала о дне сегодняшнем…

1970-е. Демонстрация. С флагом на мотоцикле – Галина Шеф
1984-й. Первомай
Начало 1980-х. Посадочная платформа
В зале ожидания
С коллегами
Субботник 1 апреля 1981-го

Галина Ивановна давно на заслуженном отдыхе. Сейчас ей уже 88. Организовать встречу нам помог ее сын Александр. Неспешная беседа началась с вопроса о путях-дорогах, которые привели на автовокзал. Оказалось, дело случая. В Полоцк приехала весной 1961 года из Новосибирска. В поисках работы ходила на собеседования. Как-то не складывалось. Посоветовали обратиться в местный автопарк – там как раз уволилась машинистка. Желающих на эту вакансию тоже хватало, но у всех оказались «пожелания» к работодателю…

– В автопарке я проработала больше пяти лет – до 1972-го, – говорит наша героиня. – За это время успела стать старшим инженером пассажирской колонны. Должность подразумевала организацию пассажирских перевозок: контроль транспортных потоков, составление графиков, определение загруженности существующих маршрутов и формирование новых. И многое другое, вплоть до отслеживания состояния вверенного транспорта.

Однако потом пришлось перейти лаборантом на завод «Полимир» в Новополоцке, поскольку нужно было защищать диплом с опытом работы: по образованию я химик. Прошло всего полтора года, как в один из дней вызвали к заместителю директора. Оказалось, к нему обратился заместитель руководителя автопарка с просьбой «отдать» меня обратно. Им нужен был инженер пассажирской колонны. Найти не могли, а меня уже хорошо знали, да и опыт за плечами. Согласилась. С завода отпустили с миром. Дело было для меня привычное, вернулась с повышением зарплаты.

Проработала еще несколько лет, а в начале 1977-го, когда достроили автовокзал, меня как старшего инженера решили назначить начальником, мол, опыт, работаю давно. Отправили на месячные курсы в Минск, и после них 5 марта, в день торжественного открытия автовокзала, я уже там была в качестве руководителя. С тех пор до пенсии в 1990-м проработала в этой должности, а уйдя на отдых, перешла кассиром – не сидеть же дома в 55, силы еще есть!

– Получается, вы – с самого начала существования автовокзала. Как шла организация работы, первые шаги?..

– Конечно, подготовка велась еще до открытия. Так как автовокзал – это подразделение автопарка, то отдел кадров заранее набирал всех нужных работников по штатному расписанию: четыре диспетчера, трое дежурных, 12 кассиров и далее по списку. Первое время мы знакомились, срабатывались, обсуждали графики, составляли расписание. Диспетчеры тогда трудились по 12 часов: первая смена – с восьми утра до восьми вечера, вторая – с восьми вечера до восьми утра. Автовокзал работал, по сути, круглосуточно, хотя официально с пяти утра до двух ночи, но никто на эти три часа никуда не уходил – диспетчеры оставались на месте, иногда и кассиры тоже. В 5.10 уже отправлялся первый рейс на Полоцк. А еще раньше служебный автобус забирал работников из этого города: поскольку многие маршруты были переданы оттуда, водители и кондуктора переходили к нам вместе с транспортом. В автопарке проводилось медосвидетельствование, получали подпись от механика, что автобус в хорошем состоянии, и ехали на автовокзал, где отмечали путевой лист у диспетчера, и уже после этого выходили в рейс.

– Трудно было налаживать совместную работу, взаимодействовать с таким количеством сотрудников, тем более что водители в основном – мужчины, как справлялись с ними?

– Не скажу, что сложно. Конфликтов мало было, помню только пару случаев поначалу, когда водители «после вчерашнего» пытались увильнуть от медосмотра. Я всегда принципиально относилась к этому и в рейс не допускала. Они сами, да и некоторые их коллеги ворчали, обижались, мол, 30 лет за баранкой, что станется. Но со мной спорить бесполезно. Народ у нас хороший был, все понимали, что правила не просто так придуманы, работа есть работа. В остальном ничего не скажу плохого, вопросы всегда спокойно решали, никто мне никогда не пенял, что не женское это дело. У всех, с кем уже потом общалась, – только самые теплые воспоминания остались о том времени.

– А как дела с автобусами обстояли, автовокзал получил сразу новые машины?

– Нет, сначала к нам перешла часть транспорта из полоцкого автопарка, но позже закупили новые – венгерские «Икарусы». Это большие автобусы с «гармошкой», поскольку перевозить надо было много людей, но и они всегда шли битком.

– Сколько пассажиров в день, в месяц обслуживал тогда автовокзал?

– Городские маршруты мы не отслеживали, но пригородный и междугородный трафики были очень большими. Сейчас точных цифр не вспомню, просто для понимания: автобусы от нас уходили с максимально допустимым перегрузом. Иногда водителю и дежурным по автовокзалу приходилось чуть не силой выпроваживать свисающих в дверях людей, чтобы просто выйти в рейс. Объясняли: так нельзя ехать, скоро – следующий автобус.

– На каких направлениях тогда работали?

– Много было маршрутов. Пригородные – по окрестным населенным пунктам, междугородные – на Минск, Гомель, Полоцк, Мозырь, Верхнедвинск. Ходили автобусы в Ленинград, Ригу, сейчас бы они уже считались международными. Некоторые шли транзитом. Многие витебские маршруты проходили через нас, тоже отмечали путевые листы. Причем свой – на Ленинград – мы открывали по многочисленным запросам пассажиров. Начали подготовку, да пока судили-­рядили, к нам в один прекрасный день приезжает автобус Ленинград – Новополоцк. Сперва подумали, что водитель адресом ошибся, а он смеется, говорит, у них уже давно решили такой маршрут организовать. Конечно, связались с Ленинградским автовокзалом, там дали свои графики, схемы движения. Мы получили от Витебского областного управления транспорта разрешение на открытие и тоже стали возить пассажиров. Были и другие направления, сейчас все уже не вспомню.

– Насколько сложно было в первые годы, когда все только начинали? Если сравнить, скажем, 1978­й с 1988­м…

– Сложно. Прежде всего эмоционально. Когда меня начальником автовокзала назначили, я уже работу знала хорошо, но в должности старшего инженера такой ответственности на мне не было. Как уже говорила, приписаны водители и кондуктора были к автопарку, а работали на автовокзале, значит, и отвечаю за них я. А это – больше сорока человек. За всеми надо уследить, быстро разобраться в сложившейся ситуации. Например, должен автобус идти в какую­-нибудь деревню, люди со смены домой едут, а кондуктор не вышел. Сотовых телефонов же не было тогда, да и домашний не у всех, а проблему надо как­-то решать. Особенно сложно было в летнее время в пятницу и субботу, когда все по деревням и дачам разъезжаются. В здание автовокзала войти нельзя было. Битком! Автобусы через 15 минут уходили, а то и каждые пять – по разным направлениям.

На маршрутные кассы в это время смотреть было страшно – народу море, а ведь всех надо обслужить, чтобы успели уехать. В такие дни я приходила к пяти утра на работу и сразу – к кассирам, помогала считать сдачу, пока они билеты пассажирам выписывали. Сначала некоторые ворчали, мол, чего лезешь, а потом уже сами просили: «Галина Ивановна, совсем не успеваем, помогите пять минуточек, пожалуйста!». Так и работала – начальником автовокзала и помощником кассиров.

– И как с таким количеством пассажиров справлялись? Никто не жаловался?

– Чтобы запомнилось, так нет. Всегда старались все конфликты спокойно и быстро на месте разбирать. За все время, что была начальником, только один раз серьезно коса на камень нашла: кассир не хотела пробивать льготный билет ветерану войны, пожилому человеку, мол, нет подтверждающего документа. В итоге я взяла под свою ответственность. Извинилась, ведь всякое случается, вопрос же решили. Попросила не писать жалобу. А он все равно написал. Причем не в книгу отзывов, а напрямую – в Министерство транспорта. Тогда и разбирательство было, и выговор с депремированием кассира, потому что не права она была. Но это один такой серьезный конфликт, а больше никаких значимых проблем с пассажирами у нас не было за все мои почти 14 лет на посту начальника.

Конечно, когда коллектив сложился, притерлись друг к другу, отладили все процессы, стало намного легче. И я сама уже привыкла и к ответственности, и к огромному пассажиропотоку.

Однако труд начальника автовокзала – это не только прикладные рабочие задачи, но еще и большая общественная нагрузка. Я была сначала на должности секретаря комсомольской, а позже – партийной организации. Да и когда на пенсию вышла, продолжала этим заниматься – шесть лет возглавляла совет ветеранов автопарка № 6. Сейчас уже только отдыхаю, возраст великоват для трудовых подвигов! (Смеется.)

– Можете рассказать какой-­нибудь случай, который вам больше всего запомнился за время работы?

– Да, был у меня такой. В здании автовокзала окна большие, во всю стену, и я решила украсить помещение. По всему городу по знакомым и где только могла стала собирать розы. Большие кусты в кадушках, выше меня ростом, которые у людей уже в квартиру не помещались, я забирала и ставила у окон. Так шесть больших цветущих розовых кустов появились в зале ожидания. И нам приятно, и пассажирам глаз радует, когда все в зелени.

Однажды звонит мне директор автопарка и говорит: «К тебе министерство немецкую делегацию направило, ты их встреть, все покажи!». Сперва растерялась, но пока они ехали, организовались. Я их встретила, рассказала про автовокзал, ответила на вопросы. Конечно, через переводчика, но пообщались мы хорошо. И уже в конце одна женщина из делегации спрашивает: «Можно ваши цветы потрогать?». Наши розы как раз цвели. Она к ним прикоснулась и аж просияла – думала, что такая красота может быть только искусственная, а они живыми оказались. Я тогда услышала от нее самый необычный комплимент в своей жизни: «Маленькая хозяйка большого автовокзала».

– Галина Ивановна, спасибо вам большое за беседу, что уделили время и за такой подробный рассказ…

– Вам спасибо! Я еще хочу сказать, что очень благодарна людям, с которыми работала за взаимопонимание, поддержку, дружеские отношения, которые мы и сейчас сохраняем.

После душевной встречи мы отправились дальше – на Новополоцкий автовокзал, где нас ждала нынешняя его начальница Ирина Ивановна Масловская. Беседа с ней – в следующем номере газеты.

Александр МИХАЙЛОВ, «ТВ»