ЗАСО «ТАСК»

Лет до ста расти…

28 сентября, 2022

Стенды с информацией об истории предприятия и его руководителях, кубки и дипломы за трудовые и спортивные достижения, фотографии подвижного состава прошлых лет, который сегодня сменил современный и комфортный – все это представлено в экспозиции, разместившейся в административном корпусе филиала Автобусный парк № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс».

Процесс становления и развития общественного автобусного движения в областном центре начался 11 декабря 1924 года с организации Могилевской конторы товарищества «Белавтопромторг». В начале 1925­-го регулярные пассажирские перевозки по маршруту Станция Могилев – Вал осуществляли две машины. В тот период отмечалось, что могилевский гараж «примерный во всей Беларуси в смысле как сохранности, так и добросовестного отношения к производству».

Спустя пять лет «Белавтопромторг» и «Транспорт», которые занимались приемкой, доставкой и передачей грузов, были объединены и вошли в «Союзтранс». Для пассажирских перевозок имелись 10 автобусов ГАЗ-­03 и ЗИС-­8. В тот период город активно развивался – возводились завод искусственного волокна, другие промышленные предприятия, соответственно увеличивалось и население.

В 1938-­м конторы «Союзтранса» в связи с образованием областей были преобразованы в облтрансы. Производственная база Могилевской транспортной конторы находилась тогда на улице Березовской. Сначала на территории располагались одно кирпичное здание с осмотровой канавой и деревянный сарай. В том же году в Могилев поступили первые два автобуса новейшей конструкции ЗИС­-16, а парк насчитывал в целом 34 единицы подвижного состава.

Практически сразу после освобождения Могилева, 28 июня 1944 года, работа городского транспорта начала восстанавливаться. До марта 1945­-го организация именовалась Могилевской автоэксплуатационной базой, затем – автотранспортной конторой (АТК) № 1. На балансе находились трофейные автобусы «Шевроле», «Опель­-Блиц», «Хеншель», были открыты первые послевоенные маршруты: Вокзал – Город, Луполовский мост – Шелковая фабрика. В 1950 году их стало девять благодаря постепенному обновлению парка. Городские автобусы курсировали уже до мясокомбината, Любужа, Буйничей, локомобильного завода. Действовали и пригородные рейсы.

В 1954-­м АТК № 1 разделили на грузовую и пассажирскую конторы, поскольку городское транспортное хозяйство насчитывало уже 42 автобуса. Через шесть лет пассажирскую структуру преобразовали в Могилевский автобусный парк. Затем был еще ряд переименований, а с 19 февраля 2009 года предприятие стало филиалом Автобусный парк № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс». Сегодня это – крупнейшая в области автотранспортная структура, которую вот уже более 15 лет возглавляет Виктор Лазаренко.

В настоящее время здесь 1100 работающих. В автопарке – более 240 автобусов различной вместимости и комфортности. Свыше 90 грузовых автомашин, в том числе самосвалы и седельные тягачи, осуществляют внутригородские, междугородные и международные перевозки, доставку сборных и негабаритных грузов, сыпучих материалов.

– Символично, что экспозиция о становлении и развитии предприятия открыта в Год исторической памяти, – подчеркнул заместитель директора по кадровой и идеологической работе Владимир Савченко. – С инициативой выступили сами работники. Важно чтить свои корни и с уважением относиться к наследию.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТВ»