ЗАСО «ТАСК»

КТС: минский формат

20 сентября, 2024

Одним из важнейших мероприятий Белорусской транспортной недели, которая прошла в Минске 10–12 сентября, стало пленарное заседание 14-й сессии отраслевых советов Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ (КТС СНГ). По сути, оно открывало деловую программу форума и носило весьма представительный характер. Присутствовали руководители транспортных ведомств стран СНГ, Постоянного комитета Союзного государства, Евразийской экономической комиссии, отраслевых советов КТС.

На правах принимающей стороны открывал заседание министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович. Основным тезисом его выступления стал призыв двигаться к созданию единого для стран СНГ рынка транспортных услуг:

– Со многими государствами мы пришли к пониманию в части либерализации сферы международных перевозок и перехода на безразрешительную систему, нашли точки соприкосновения в области гражданской авиации, других видов транспорта. Глобализация мировой экономики ставит новые задачи по развитию и совершенствованию системы устойчивого транспорта. Площадка КТС СНГ за годы функционирования стала местом эффективного взаимодействия, обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов. Мы находим решения стоящих перед отраслью задач.

С приветственным словом к участникам обратился член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев. Он озвучил ряд первоочередных направлений межправительственного сотрудничества.

Необходимо проработать вопрос об использовании потенциала каспийских портов в пределах транспортного коридора «Север – Юг» и Транскаспийского международного маршрута. Участие стран ЕАЭС в проектах регионального характера позволит внутриконтинентальным государствам получить выход к морю. Развитие маршрутной сети автомобильных и железных дорог обеспечит транспортную связь с Ираном, Индией, Китаем, Узбекистаном, Турцией, Таджикистаном, Пакистаном и другими.

Отдельного внимания заслуживает вопрос инноваций, цифровой трансформации транспортного комплекса, что гарантирует появление новых технологий и совершенствование работы бизнеса. При содействии Евразийской экономической комиссии успешно реализуется эксперимент по процедуре таможенного транзита с применением электронных документов железнодорожной перевозки, заверенных цифровой подписью. Внедрение передовых разработок является столпом будущего развития транспортного комплекса. Вместе с тем повышение эффективности перевозочной деятельности, управление процессом планирования и развития транспортно-логистической инфраструктуры находится в прямой зависимости от решения вопросов профессиональной подготовки специалистов отрасли.

– Евразийский союз создает сегодня фундаментальные предпосылки для формирования единого транспортного пространства, на базе которого развивается взаимовыгодное сотрудничество всех стран региона, – уверен член Коллегии ЕЭК.

Председателем Совета по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту КТС СНГ является заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина. На заседании сессии он доложил о некоторых результатах работы совета.

Текущий год радует хорошей динамикой взаимодействия в двусторонних и многосторонних форматах. Повестка прошедшего заседания совета охватывала модернизацию нормативной правовой базы в области транспорта каждой из стран – участниц СНГ, перевозки пассажиров между государствами, сотрудничество с регионами так называемой дальней дуги.

Участники заседания были проинформированы о реализованных в Беларуси и России подходах в части государственного регулирования сферы автомобильных перевозок пассажиров. Так, в Беларуси создан Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Аналогичные подходы с прошлого года заложены и в РФ. Рассмотрен вопрос о мерах по обеспечению роста эффективности субсидированных перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

– Именно благодаря слаженным действиям КТС СНГ нам удалось сохранить отраслевые и межгосударственные связи и проводить последовательную, согласованную политику по координации деятельности в сфере транспорта, – подчеркнул спикер. – По мнению белорусской стороны, реалии сегодняшнего дня свидетельствуют об отсутствии по периметру сотрудничества альтернативного рынка транспортных услуг, соизмеримого с СНГ. Призываем всех участников Совета по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту активно участвовать в процессах унификации национальных законодательств в сфере транспорта. В процессе введения безразрешительных перевозок следует координировать работу по ликвидации различного рода барьеров и технических сборов с транспортных средств на территории наших государств.

Статс-секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Зверев возглавляет Совет по международным транспортным коридорам. В своем выступлении он прежде всего отметил очный формат встречи как положительный фактор сотрудничества:

– Ничто не может заменить живое общение. За период использования в работе такого инструмента, как видеоконференция, мы многое потеряли. Надо собираться чаще. Это даст нам ту самую обратную связь, которая способствует урегулированию взаимодействия между нашими странами и повышению эффективности и экономической целесообразности транспортного сообщения.

По словам докладчика, за прошедший год было сделано многое. Заключен ряд соглашений. Расширился круг региональных участников переговоров. Достаточно четко обозначен вопрос создания новой нормативной базы совместно с несколькими странами СНГ. Подписаны двусторонние документы по синхронизации развития инфраструктуры. Достигнуты существенные подвижки в части признания электронных транспортных документов и сервисов. Работа по CMR в двустороннем и многостороннем форматах будет высоко оценена и востребована на пространстве СНГ.

– Благодаря нашим узбекским коллегам на площадке ШОС мы подписали два новых меморандума – о взаимопонимании и о развитии мультимодальных транспортных коридоров Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан и Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, – продолжил Дмитрий Зверев. – В Актау уже в этом году мы утвердили дорожную карту. В Термезе также подписали дорожную карту и заложили институциональные и правовые основы формирования коридоров не только в рамках СНГ, но уже с полноценным привлечением таких участников, как Афганистан и Пакистан. Расширяя пакет транспортных коридоров ЕАЭС, мы заговорили о взаимодействии площадок ШОС и БРИКС, и в первую очередь сети азиатских дорог. Плюс с азербайджанскими, грузинскими, турецкими коллегами вышли на новые объемы перевозок по маршруту Баку – Тбилиси – Карс в железнодорожном и мультимодальном форматах. Кратно увеличиваем перевозки автомобильным транспортом через Иран. Наша задача, наверное, не только на следующий год, но на несколько лет вперед – развитие инструментария привлечения на площадку КТС новых стран, которые не являются членами СНГ. Уверен, что здесь мы достигнем положительного результата.

Еще одна идея, которой поделился замминистра транспорта РФ, – это создание делового совета по мультимодальным перевозкам. Ставится задача подписать в 2025 году соглашение об осуществлении прямых смешанных перевозок по единому транспортному документу. В этом случае, как заметил спикер, будет возможно объединить усилия, предпринимаемые по разным видам транспорта.

На пленарном заседании состоялось подписание договора о сотрудничестве между КТС СНГ и республиканским транспортно-экспедиционным унитарным предприятием «БЕЛИНТЕРТРАНС – транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги.

Выступили также руководители других отраслевых советов КТС СНГ: по образованию и науке – ректор Российского университета транспорта Александр Климов, по транспортной безопасности – директор департамента Минтранса РФ Роман Веретенников, по информатизации на транспорте – ответственный секретарь Наталья Хватова. Кроме того, слово было предоставлено представителю департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Екатерине Муравкиной, председателю Совета по гражданской авиации и использованию воздушного пространства Игорю Чалику, заместителю председателя дирекции Совета по железнодорожному транспорту СНГ Сергею Соложенкину и другим.

Итоги заседания подвел Геннадий Бессонов, председатель Исполкома КТС СНГ:

– Состоявшаяся дискуссия подтвердила важность такой платформы, как Координационное транспортное совещание. Сегодня правильно говорилось о том, что международные транспортные коридоры СНГ и ЕАЭС не должны ограничиваться пределами этих союзов. Нам нужно продумать механизм присоединения новых игроков к КТС. Это даст возможность более эффективно решать вопросы транспортной взаимосвязи между нашими странами. Поэтому впереди – большое поле деятельности. Было бы хорошей практикой проводить последующие заседания Совета в разных странах как дополнение к организуемым там транспортным мероприятиям. И, наверное, нам уже сейчас необходимо подумать о проведении на площадке СНГ серьезного транспортного форума. Его учреждение позволило бы совместить интересы государственных органов, бизнеса, производителей продукции – главных потребителей транспортных услуг.

В составе координационного транспортного сообщения существует очень важный институт ассоциированных членов. Пока он представлен в основном российским бизнесом. Председатель исполкома КТС Геннадий Бессонов призвал представителей и других стран – участниц СНГ принимать активное участие в работе на этой платформе для получения и расширения нового полезного опыта.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»