ЗАСО «ТАСК»

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

25 января, 2023

С 1 января вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.10.2022 № 213-З «О лицензировании». В предыдущем номере газеты мы рассмотрели ответственность за нарушения лицензируемого вида деятельности в области автомобильного транспорта. Теперь обратимся к статье 63 закона, в которой определены условия ее осуществления.

Отныне на все перевозки, а не только пассажиров в регулярном сообщении, распространяется требование их выполнения на транспортных средствах, находящихся во владении/пользовании лицензиата на праве собственности или ином законном основании. Ранее действовавший запрет перевозок пассажиров в регулярном сообщении по договору аренды «с экипажем» распространен и на все другие виды.

Обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), предрейсовое медицинское обследование водителей перед выполнением автомобильных перевозок пассажиров.

Данное требование установлено статьями 23 и 34 Закона «О дорожном движении». Это разные понятия.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) определен постановлением Мин­здрава от 05.09.2022 № 95. Водитель, не прошедший его по истечении 60 дней со дня выдачи соответствующего направления, считается не имеющим права управления механическими транспортными средствами. Контроль за своевременностью прохождения осуществляется в том числе нанимателем при приеме на работу и в период трудовых отношений.

Постановлением Минздрава от 03.12.2002 № 84 утверждена Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов). Это прерогатива медработника, прошедшего обучение по предрейсовому медицинскому обследованию и состоящему в штате юридического лица либо на договорной основе между субъектом хозяйствования и организацией здравоохранения.

Допуск к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей после проведения предрейсового контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Изменениями в статью 34 Закона «О дорожном движении» (вступили в силу с 22.09.2022) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением международных автоперевозок грузов, проводят контроль состояния водителей перед выездом в рейс с использованием приборов для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе и экспресс-­тестов (тест­-полосок, экспресс­-пластин) для выявления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ. Порядок действий устанавливается Минтрансом и Минсельхозпродом по согласованию с Минздравом. Для внутриреспубликанских перевозок грузов можно руководствоваться Инструкцией, утвержденной совместным постановлением Минтранса и Минсельхозпрода от 09.07.2013 № 25/28 (в редакции от 21.03.2016 № 11/12). Контроль осуществляется уполномоченным работником организации.

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, имеющих разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

В соответствии со статьей 34 Закона «О дорожном движении» юридические лица и ИП в целях обеспечения безопасности обязаны осуществлять контроль за соответствием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС. Учитывая, что с 26.02.2018 путевой лист, где раньше отражались такие данные, может не оформляться, рекомендуется результаты контроля технического состояния фиксировать в журнале, состав сведений и порядок заполнения которого может быть утвержден руководителем самостоятельно.

Заключение договора обязательного страхования при выполнении автомобильной перевозки.

Данное положение является новым лицензионным требованием. Перечень видов обязательного страхования изложен в пункте 4 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом от 25.08.2006 № 530. При выполнении автомобильной перевозки субъект обязан заключить договоры по обязательному страхованию гражданской ответственности:

• владельцев транспортных средств;

• перевозчика перед пассажирами;

• перевозчика при доставке опасных грузов.

Учитывая, что перечень этот расширенный, то законами или актами Президента Республики Беларусь могут быть определены иные виды обязательного страхования.

Заключение договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Это также новое положение. Обязанность заключения договора преду­смотрена статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для организаций, их выполняющих, за исключением международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. При этом возможно заключение в соответствии с законодательством договора автомобильной перевозки пассажира.

Расширены требования к водителям, осуществляющим лицензируемый вид деятельности.

Он должен иметь:

• право управления соответствующим транспортным средством соответствующей категории (ранее это не было предусмотрено, хотя подразумевалось);

• уровень профессиональной подготовки, соответствующий установленным Совмином требованиям.

При перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении водитель каждые 5 лет обязан проходить обучение на профессио­нальную компетентность в рамках обучающих курсов в соответствии с образовательной программой, утвер­ждаемой Минтрансом.

Водитель должен состоять в штате автомобильного перевозчика. Это еще одно новое требование, на которое нужно обратить внимание тем, кто привлекал для работы по гражданско-­правовым договорам. Теперь с водителями, выполняющими лицензируемый вид деятельности в области автомобильного транспорта, должны быть заключены трудовые договоры (контракты).

Светлана МАКОВСКАЯ, юрист