ЗАСО «ТАСК»

КОЛЕСНОЙ ПАРЕ ГЛАДКИЙ ПУТЬ

14 сентября, 2023

Отлично подобранной командой профессионалов производится ремонт колесных пар в Волковысском вагонном депо. За высокое качество выпускаемой продукции и выполнение гарантийных обязательств коллектив колесно-роликового участка предприятия удостоен премии имени машиниста В.А. Яцкевича по итогам работы за прошлый год.

Команда колесно-роликового участка
Колесную пару подает стропальщик Игорь Пура
Александр Антусевич –слесарь с 20-летним стажем
Проверка технологии ремонта
Дефектоскопист Елена Врублевская работает с душой
Токарь Елисей Фоминков делает первые шаги в профессии

Иван Сосункевич, начальник Волковысского вагонного депо:

Каждый труженик понимает свою ответственность за общее дело, общий результат. Благодаря высокой квалификации, добросовестности, четкому выполнению технологического процесса и исполнительской дисциплине обеспечивается самое главное – безопасность движения поездов.

Волковысское вагонное депо – эксплуатационное и обеспечивает безопасность движения поездов, сохранность грузов и подвижного состава на закрепленном участке железной дороги. В пунктах технического обслуживания (ПТО) в Гродно, Волковыске, Свислочи, Аульсе при ремонте грузовых и пассажирских вагонов осуществляется замена колесных пар, которые со своими буксовыми узлами являются основным элементом. За их исправность отвечают специалисты колесно­-роликового участка.

История структурного подразделения началась в 1977 году. С того времени производятся средний и текущий ремонты колесных пар колеи 1520 и 1435 мм. В настоящее время здесь полностью обеспечивают потребность четырех ПТО депо, а также в рамках договоров по иным видам деятельности ремонтируют колесные пары предприятий – собственников вагонов из Беларуси и России. Кроме того, оказывается техническая помощь Осиповичскому вагонному депо и другим подразделениям БелЖД.

Колесно­-роликовый участок работает по принципу поточной линии и в своем составе имеет площадки для разгрузки и погрузки, демонтажное, монтажное и роликовое отделения. Его производительность – 16 колесных пар в смену.

Требующие восстановления пары доставляются специальными платформами либо автотранспортом и выгружаются на специализированной площадке. Оттуда стропальщик Игорь Пура подает их в демонтажное отделение, где отточенными движениями разборку осуществляет слесарь Николай Курило. В моечном отделении детали очищаются до предписываемого нормативной документацией состояния. Затем – участок дефектоскопии, где выявляются возможные скрытые дефекты.

– При нанесении магнитного индикатора можно обнаружить не видимые глазу трещины и разрывы, тогда деталь отбраковывается, – разъясняет дефектоскопист Юлия Петриковская. После окончания дорожного учебного центра она трудится в депо шесть лет.

Ее коллега Елена Врублевская проверяет колесные пары ультразвуком. Дефектоскопистом работает пятый год, имеет 6­й разряд. Большой объем знаний нужен, чтобы вникнуть в нюансы профессии, утверждает наша собеседница. Все будет получаться только при должном усердии, предельной внимательности и, конечно, трудолюбии:

– Здесь не удастся работать, не вкладывая душу. Люблю свою профессию, поскольку мы обеспечиваем безопасность движения поездов. Приятной неожиданностью для нас стало то, что коллектив отметили престижной премией. Начальник отделения во время поздравления сказал, мол, трудно добиться такого уровня, но еще труднее удержать его. Так что стараемся соответствовать.

Все дефектоскописты колесно­-роликового участка, а в их число входят также Светлана Черневская и Людмила Трофимчик, – добросовестные и инициативные труженицы. Часто вносят свои предложения по усовершенствованию рабочего процесса, и некоторые из них были внедрены.

На двух колесотокарных станках с числовым программным управлением производится качественная обточка профиля катания колес. Обмер, выбор параметров резания осуществляются автоматически, при необходимости токарь вносит коррективы. Конструктивные особенности станков и установленное на них программное обеспечение позволяют заниматься колесными парами колеи 1520 и 1435 мм.

Токарь Елисей Фоминков после окончания Гродненского колледжа техники, технологии и дизайна по специальности «Оператор ЧПУ» делает свои первые шаги в профессии. По словам 19­-летнего парня, в коллективе его приняли хорошо:

– Трудиться на таком сложном оборудовании интересно. Участок работы у меня очень ответственный: надо следить за показателями нагрузки, процессом обработки, заменой режущего инструмента. Проверяю геометрические парамет­ры обточенной колесной пары, если требуется, проводится повторная обработка.

Александр Антусевич – слесарь опытный, на колесно­-роликовом участке трудится уже 20 лет. При сборке подшипника ошибаться ему никак нельзя, точность нужна почти ювелирная:

– Подшипник – основной узел буксы. Здесь нужно подобрать ролики, правильно собрать и пустить дальше в работу. С помощью приборов «Робокон» определяется нужный размер, чтобы зазор между наружным и внутренним кольцами был в допустимых пределах.

Ответственный за неразрушающий контроль и метрологическое обеспечение Андрей Гусаков – молодой специалист. В прошлом году окончил БелГУТ. Еще студентом узнал о депо, когда представители предприятия побывали в вузе на одном из занятий. Уроженец Могилевской области, он попросил направить его по распределению именно сюда. Свое решение считает правильным: здесь созданы возможности для совершенствования знаний, да и коллектив очень дружный. В конце каждой смены он осуществляет контроль работы дефектоскопистов. Раз в месяц проводит с ними техническую учебу. Отвечает также за поверку средств измерений и допускового контроля.

– Приобретение устройства сканирования оси УСО позволяет нам проводить неразрушающий контроль при текущем ремонте без снятия торцевого крепления осей колесных пар типа РУ1 и РУ1Ш, – делится тонкостями инженер.

Сборку колесной пары производят специалисты высокой квалификации. Для проверки качества работы она подается на стенд вибродиагностики. Если все показатели в норме, выполняется окраска. Затем пара отправляется в один из пунктов технического обслуживания и подкатывается под вагон. После проведенного ремонта гарантия эксплуатации колесной пары для пассажирского вагона составляет 4 года, для грузового – 5 лет.

– Приходят дополнения к инструкциям, которые надо своевременно отработать и внести в наши локальные нормативные акты. С этими изменениями знакомлю коллектив участка, – объясняет начальник технического сектора Александр Панасик. Стальной магистрали он посвятил 20 лет. Учился в Брестском колледже транспорта и сервиса, Московском институте инженеров транспорта. Трудился в Минском вагонном депо, после перевелся в Волковыск – на малую родину. Здесь работал осмотрщиком, старшим смены, инженером по охране труда, инженером­-технологом. В зоне его ответственности – соблюдение технологии ремонта колесных пар.

Сплоченный коллектив колесно-­роликового участка ориентируется на качество проведения работ.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТВ»