ЗАСО «ТАСК»

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ И НОМЕР ПЕРВЫЙ

14 сентября, 2023

«Очень колоритный, рассудительный. Прежде чем рассказать что-то, держит паузу, словно взвешивает ценность произнесенных слов. В присутствии женщины всегда по-джентльменски встает. Один из старейших работников предприятия. Трудится на одном месте почти полвека! Специалист на вес золота. Его табельный номер – 1». Так отрекомендовали в филиале «ДРСУ № 194» КУП «Минскоблдорстрой» Леонида Казмирчука.

Рассказ о себе наш собеседник начал нехарактерно. Немного помолчав, хаотично покручивая в руках мобильный телефон, затем внимательно всмотревшись в экран, сказал:

– Это – все благодаря ей. Если бы не она, не было у меня такой продолжительной трудовой деятельности.

Кто такая «она» – пусть пока останется интригой…

Окончив на Гомельщине в Калинковичском районе 8 классов, пошел в Кличевский техникум механизации сельского хозяйства. Правда, первой была попытка поступить в буда­-кошелевский техникум. Но случилась небольшая путаница. На специальность «Механик» набор осуществлялся только после 10­-го класса. Не без приключения забрал документы, так как уже был «определен» на специальность по базовому образованию, под которую не подходил.

Отучился в Кличеве. Затем два года – служба в армии. После срочной на полгода уехал в Ростовскую область на уборку урожая. Зерно возили. У него еще с техникума права были, во время учебы прошел шоферские курсы.

Как в дальнейшем видел жизнь? Наверное, как и большинство парней его возраста: найти хорошую работу, обрести семью, воспитать детей. Но трудоустроиться хотел в Минске.

– И вот это она – моя Инесса Владимировна, благодаря ей я многого достиг и так надолго задержался в дорожном ремонтно­-строительном управлении, – Леонид Николаевич решается раскрыть «тайну», на которую смотрел в телефоне практически все время нашей беседы. Эмоционально дополняет: – Она – прекрасный человек. По жизни в доме и с детьми – порядок, между собой – взаимопонимание.

Согласитесь, трогательный момент, когда тебе доверяют очень личное. На снимке – он, 19­-летний парнишка, с глазами романтика, рядом – обаятельная девушка, будущая супруга. Запечатленный момент – день рождения нашего героя.

Спустя годы у четы Казмирчуков будет все. Трое сыновей: Николай, Александр, Денис. Работа. Квартира. Дача. Занятие домашними делами. Азартная рыбалка, к которой он со временем приобщил и любимую супругу. Ну и, конечно, наследники – внуки. Сегодня Инесса Владимировна помогает им в учебе. А о дружбе бабушки с внучкой Дарьей Денисовной можно писать отдельную историю. Почему по имени­-отчеству? Так она решила сама представляться. В свободное время бабушка Инесса помогает ей осваивать немецкий язык. А если они порознь и требуется решить какой­-то вопрос – мобильный в руки, звонок бабушке и… нет проблем. И хоть девчонка пойдет только в 5­-й класс, в своем возрасте она уже достигла немало. Даже Леонид Николаевич не преминул похвастаться своим сохраненным в мобильном телефоне портретом авторства Дарьи. А ее основное увлечение – плавание. Чувствует себя как рыба в воде. С соревнований привозит грамоты, призы, медали. Тут очевидно влияние старшего брата. 19­-летний Даниил – студент Белорусского государственного университета физкультуры. В будущем – тренер по плаванию.

Но вернемся к нашему герою.

– На улице – 1975 год. Помню, как сейчас, 6 марта – день, когда я впервые пришел на базу (ныне ДРСУ № 194. – Прим. авт.) Занимался ремонтом всей техники, которая работает с землей: бульдозеров, экскаваторов, грейдеров. Параллельно готовил автотранспорт к техосмотру. Туговато тогда приходилось с запчастями да и со многим другим. Требовалось экономить, прилагать максимум усилий, делать понадежнее, чтобы машины прослужили как можно дольше, – оглядываясь в прошлое, вспоминает механик, ветеран труда. – У меня частенько возникали споры с руководством. Доказывал, что нельзя затягивать с ремонтом оборудования, техники. Если своевременно не заменить одну деталь, полетит целый узел, а это уже другие затраты. Наверное, с тех пор и сохранился принцип всегда иметь про запас самые необходимые запчасти, которые порой требуются здесь и сейчас.

– Спорил, конечно, очень много, – чуть заметную улыбку скрывают пышные усы. – Почему я и повторяюсь: это все она, моя Инесса Владимировна, сдерживала мой норов, приводила аргументы, с которыми приходилось соглашаться.

– Уговаривала не лезть на рожон? – интересуемся.

– Меня уговаривать – только время терять, – парирует наш собеседник. – Моя супруга – филолог. А им во время учебы, видимо, и психологию преподавали. В школе тоже надо было уметь уладить проблемы. Знала она да и сейчас знает, как дело не доводить до конфликта. Как выйти из ситуации. Вот и мне подсказывала.

– Какие самые интересные экземпляры техники вам довелось «оживлять»?

– Были когда­-то на нашем предприятии драглайны (одноковшовый экскаватор с канатно­-блочным оборудованием. – Прим. авт.). Это – базовая машина, на ней – решетчатая стрела, с помощью которой подвешенный на тросах ковш, как удочкой, забрасывался на значительное расстояние от экскаватора. Экипажи были на удивление: крепкие мужики, выносливые. Например, если обрывался трос, машинисту следовало выйти из кабины и, невзирая на погоду, поменять его, чтобы продолжать работу. Дождь ли, снег, мороз…

Вспомнился случай, когда в его присутствии бухгалтер усомнилась, мол, почему у машинистов экскаватора высокая зарплата – по тем временам 450–500 рублей. Дело было зимой, и Леонид Николаевич предложил ей съездить на карьер, посидеть день в кабине, чтобы убедиться в условиях труда. Не согласилась.

Он всегда стремился помогать людям. Часто в карьерах работали по две смены – в те времена активно строились дороги и требовалась основа для отсыпки земполотна, поэтому ночью под загрузку становилось до 50–60 машин. Леонид Николаевич из остатков списанных прицепов сваривал в единую конструкцию что­-то наподобие каркаса, потом его обшивали, утепляли, ставили печку. Здесь можно было согреться, переодеться в сухую одежду, поесть, попить горячего чая. Это сегодня бытовка – в порядке вещей, а тогда…

Наш собеседник с особой теплотой вспоминает Виктора Васильевича Комикова, который в 1970­-х возглавлял Минское областное управление дорог (ныне – КУП «Минскоблдорстрой»), дослужив впоследствии до ранга первого заместителя министра строительства и эксплуатации автодорог БССР. Это при нем в 1978­-м стали строить новую базу ДРСУ № 194 в Захаричах, куда переехали из деревянных бараков спустя некоторое время. К слову, в те годы возводились современные здания ДСУ по всей Минской области. При Комикове началось и строительство асфальтных заводов. В том числе асфальтобетонного в деревне Казеково, где мы и общались с Казмирчуком. К его возведению Леонид Николаевич также приложил руки:

– В 1994 году прибыла бригада из Кременчуга, начался монтаж первого асфальто-смесителя. А я, работая на базе в мастерской, варил арматурные каркасы для фундамента. Потом и сам сюда переехал со своим нехитрым скарбом механика.

– Оглядываясь на большой профессиональный опыт и долгий трудовой путь, есть что-­то, о чем вы вспоминаете с сожалением, как о нереализованной мечте?

– В целом не сожалею. Семья у меня прекрасная. Специальность выбрал осознанно. По жизни мне везло на хороших людей, с кем работал – все были отличные парни: слесари, токари, наладчики, машинисты экскаваторов, водители, трактористы. Например, Александр Симоненко, лет на 20 меня моложе, но скольких он операторов асфальто­-смесителей подготовил. К нему обратись, всегда поможет и делом, и советом. Или наш прораб Михаил Главицкий, который руководит филиалом. До чего толковый парень! Грамотный, рассудительный. Трудиться с такими людьми – дорогого стоит. Окружение? Ну так мы сами его способны сформировать, чтобы оно было приятным. Не понимал и, видимо, уже не пойму людей, которые создают видимость бурной деятельности. А вот молодежи скажу: ничего из того, что хочется, само не падает с неба. Чтобы иметь – нужно постоянно прилагать усилия, не успокаиваться на достигнутом, всегда стремиться вперед.

Сейчас невозможно даже представить, сколько техники и оборудования прошло через руки механика Казмирчука. Их исправность он может определить по звуку. И в 99,9 процента случаев оказывается прав.

Татьяна КОНЮХ, «ДБ»