Этот необычный автопарк – задумка начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрея Гаркуши. Своей идеей он увлек и коллег. Технику собирали на протяжении нескольких лет. Часть уже была в гараже, что-то находили в других регионах. Вот так и сформировался необычный музей раритетного служебного транспорта. К слову, все экспонаты – на ходу. Машины участвуют в мероприятиях областного и республиканского уровня.
Все началось с «Волги» ГАЗ24.
– Это автомобиль моего отца, который не раздумывая согласился передать его в управление ГАИ. Мы восстановили машину и придали ей вид служебного транспорта прошлых лет, – рассказывает Андрей Гаркуша. – Такие «Волги» выпускали на Горьковском автомобильном заводе в 1966–1986 годах. В нескольких экземплярах делали седаны ГАЗ2424, предназначенные для спецслужб или работы в качестве сопровождения.
Житель Мозыря Корнелиу Репешко подарил музею ретроавтомобиль «Победа» 1954 года выпуска. Сотрудники ОГАИ ОВД Мозырского райисполкома, зная о том, что директор местной СТО Корнелиу Павлович занимается реставрацией машин, предложили ему восстановить его «Победу», сделав из нее служебный ретроавтомобиль ГАИ. Мозырянину понравилась идея. И вот легендарное авто снова в строю.
Причем легендарное – во всех смыслах. В музее вам расскажут такую историю. Изначально предполагалось, что новый автомобиль будет называться «Родина». Однако Иосиф Виссарионович задал конструкторам вопрос: «А сколько будет стоить Родина?» После такой ремарки название заменили на «Победу». Сталин, правда, и тут съязвил: «Невелика победа…» Но все же дал согласие, и первый серийный автомобиль сошел с конвейера 21 июня 1946 года.
Кстати, «Победа» выпускалась разных модификаций: военной, милицейской, с выдвигающимися носилками для скорой помощи, такси. Для южных регионов предназначался кабриолет с матерчатым верхом. Он был популярен у творческой интеллигенции – актеров, поэтов, а также высоких чинов и детей знаменитостей. Более того, после доработки и модернизаций «Победа» являлась настолько удачным и надежным автомобилем, что начался его экспорт за границу.
Среди экспонатов музея и еще один «старичок», получивший новую жизнь – ГАЗ69. В народе такие вездеходы называли просто и с любовью: газик. Их выпускали с 1952 по 1973 год. Всего за два десятилетия с конвейера сошло более 600 тыс. машин, которые экспортировали в 56 стран в различных исполнениях. В дальнейшем авторемонтные заводы и структуры МВД СССР дорабатывали автомобиль.
Как уже говорилось, к собранию экспозиции подключились многие сотрудники. Вот и Владимир Кадетов из батальона дорожнопатрульной службы в свое время приобрел ВАЗ2101. Сейчас этот экземпляр тоже стоит в музее. Эти автомобили называли сначала «единичкой» за стартовую позицию в модельном ряду, а позже «копеечкой» – за схожесть фар с денежным знаком. В 2000 году ВАЗ2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».
В старых советских фильмах вы непременно увидите, как на дорогах патрулирует «Москвич401». Эта модель стала идеологическим продолжением и слегка модернизированной версией своего предшественника – «Москвича400». В серийное производство он был запущен в 1954 году. Но, увы, не надолго: свой путь на конвейере модель закончила уже в 1956м.
Верой и правдой служил сотрудникам «Урал3 М66». Этот мотоцикл тяжелого класса отличался высокой проходимостью, без труда перемещался по пересеченной местности и развивал максимальную скорость 95 км/ч.
А напротив раритетных машин в музее – самые современные автомобили и стильная мототехника.
Екатерина РОДИОНОВА, начальник отделения по агитации и пропаганде УГАИ УВД Гомельского облисполкома:
Для меня это не просто музей, а в какой-то степени еще и история моей семьи. И мама, и папа в свое время служили в органах внутренних дел. Они передвигались именно на таком транспорте. Мы благодарны Андрею Николаевичу за его настойчивость и энтузиазм. Уже нынешним летом в музей станут приводить группы школьников. Им эти машины будут интересны в сравнении с современными транспортными средствами, которые они видят на дорогах. Может быть, наша техника отвлечет их от рискованных забав.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТВ»
Фото Сергея Тарасова