ЗАСО «ТАСК»

ДАЛЬШЕ – САМИ

1 июня, 2022

В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси грузовым автомобилям и тягачам, зарегистрированным в государствах – членах Европейского союза, разрешается проезд из автодорожных пунктов пропуска только в специально установленные места для совершения перегрузки, перецепки и заправки.

Под действующие в Беларуси ограничения не подпадают международные автоперевозчики Молдавии, Казахстана, Сербии, Армении. Они могут свободно въезжать через таможенную границу ЕАЭС в республике и следовать по ее территории.

Под введенные на территории Беларуси ограничения не подпадают доставки почтовых отправлений, живых животных, гуманитарных грузов, готовых лекарственных средств и материалов для их производства, медицинских изделий и запасных частей к ним, а также крупногабаритные грузы, если исходя из технических характеристик груза и (или) технологических особенностей перевозки невозможно следование в специально установленные места. Кроме того, под ограничения не подпадают автовозы и доставляемые ими машины.

На все транспортные средства европейских перевозчиков, в том числе без груза, на белорусских погранпереходах с Литвой, Латвией и Польшей устанавливается навигационное устройство. Услуга платная и составляет 10 базовых величин. Исключение – российские авто­сцепки, следующие транзитом в/из Калининграда.

В настоящее время определены 17 пунктов таможенного оформления, складов временного хранения в Брестской (5), Витебской (3) и Гродненской (9) областях, куда направляются фуры на европейской регистрации. В приграничных зонах ожидания системы электронной очереди, которые также включены в перечень, в основном осуществляется перецепка. Перегрузка же возможна при соблюдении нескольких условий: соответствующее решение таможенного органа, согласие перевозчика, наличие зоны таможенного контроля и необходимого оборудования для выполнения погрузочно­разгрузочных работ.

По окончании перегрузки/перецепки обратный выезд с территории Республики Беларусь допускается только через пункт пропуска въезда. Исключение – погранпереход «Видзы», при въезде через который последующий выезд осуществляется через «Котловку», «Григоровщину», «Урбаны».

В случае дорожно­транспортного происшествия, поломки, форс­мажорных обстоятельств либо по иным объективным причинам установленный в соответствии с выданным на границе требованием срок пребывания может быть продлен. Решение принимается по заявлению водителя на имя начальника отдела таможенных операций и контроля либо лица, его замещающего, находящегося в месте выдачи требования.

С учетом положений Постановления № 247 одной из схем перевозки подразумевается следующее. Зарегистрированное в ЕС транспортное средство доставляет груз в специально установленное место на территории Беларуси, где осуществляются перецепка, перегрузка. Последующий перевозчик, например российский или белорусский, доставляет товар в конечный пункт назначения. Затем прицеп, полуприцеп, контейнер могут быть загружены экспортным товаром и вывезены с таможенной территории ЕАЭС в установленные пункты таможенного оформления, склады временного хранения, зоны ожидания системы электронной очереди.

Данная схема не противоречит действующим в ЕАЭС нормам. В соответствии с пунктом 4 Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике, являющегося приложением 24 к Договору о Евразийском экономическом сою­зе от 29.05.2014, международные автомобильные перевозки грузов осуществляются на безразрешительной основе:

• между государством­членом, на территории которого перевозчик зарегистрирован, и другим государством – членом Союза;

• транзитом через территории других государств – членов Союза;

• между другими государствами – членами Союза.

Таким образом, на основании подпункта 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС временно ввезенные иностранные полуприцепы (прицепы, контейнеры) могут использоваться перевозчиками, зарегистрированными в государствах – членах Союза, во внутренней доставке.

Однако есть нюансы. Так, инспекция транспортного контроля Казахстана задерживает машины при доставке грузов из третьих стран после перецепки/перегрузки в Беларуси, поскольку нарушаются пункты 48 и 51 национальных правил применения разрешительной системы автомобильных перево­зок в международном сообщении. Первым определяется, что «перевозка груза из третьих стран на территорию Республики Казахстан с перегрузкой (погрузкой/выгрузкой) груза на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза, осуществляется при наличии разрешения из третьих стран на территорию Республики Казахстан». Вторым регламентируется: «При осуществлении перевозки грузов на территорию Республики Казахстан замена тягача или грузового автомобиля допускается на другой тягач или грузовой автомобиль, зарегистрированный в государстве регистрации перевозчика».

Весьма внушительные штрафы ожидают белорусских транспортников и на территории России. Опять­таки, из­за действующих норм разрешительной системы.

Данные проблемы известны в Минтрансе Беларуси, и они обсуждаются в рамках интеграционного объединения. Как отметили в ведомстве, есть понимание сторон и позитивные посылы в рассмотрении скоординированной транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза.

Ассоциация международных автоперевозчиков России также инициировала введение запрета проезда по территории РФ европейским грузоперевозчикам, но с возможностью перецепки или перегрузки в приграничных таможенных терминалах. Участники рынка считают, что данный подход незначительно увеличит стоимость доставки, поскольку дополнительные издержки при перецепке составляют около 50 евро, при перегрузке – 300–500. По информации АСМАП, эти суммы несопоставимы с возросшим уровнем издержек российских участников внешнеэкономической деятельности в связи с ростом стоимости услуг на осуществление доставок товаров европейскими компаниями, которые из-за отсутствия конкуренции многократно подняли тарифы. Если средняя ставка фрахта из Германии в центральные регионы России автотранспортом в начале года составляла 3200 евро, то сейчас – ­12–15 тысяч.

Александр Михайлов