ЗАСО «ТАСК»

«ГОМЕЛЬ» И ЕГО КОМАНДА

13 июля, 2023

Природа щедро одарила Гомель красотой. И в каждой части города она разная. Но особенная, неповторимая – в районе Центрального парка, который не перестает поражать удивительно ухоженной холмистой местностью
и широкой быстротечной рекой.

Капитан прогулочного теплохода «Гомель» Артур Гырдымов и моторист Евгений Цопов

Тем, кто гуляет в парке или на набережной, трудно оторвать взгляд от белоснежного лайнера-­красавца, рассекающего голубую гладь реки. Этот прогулочный теплоход – не диковинка для Гомеля. Хоть и выглядит он как новый, гостей и жителей города катает не один десяток лет. Правда, с начала текущей навигации называется уже не «Брест», а «Гомель». Как пояснили в Белорусском речном пароходстве, было трудно найти ответ на постоянные вопросы пассажиров, почему гомельский теплоход называется «Брест».

Интересуемся в речном порту Гомель, сколько лет этому на вид совсем молодому судну. Оказывается, оно проходило по нашей реке ни много ни мало 45 лет.

В межнавигационный период 2022–2023 годов на теплоходе обновили палубную часть и внешний корпус, частично заменили деревянные панели и столешницы на верхней палубе. Отремонтировали двигатель, перекрасили корпус. Эти и другие работы, как обычно, выполнял экипаж – капитан Артур Гырдымов и моторист Евгений Цопов.

– Управлять судном, перевозить людей – ответственное дело, в котором мелочей не бывает, – поясняет Артур Вячеславович. – Нужно четко выполнять задания, все продумывать до малейших деталей, чтобы не было сбоев в работе. А еще надо знать и чувствовать теплоход до последнего винтика.

Наш собеседник родился в Новгородской области в семье потомственных транспорт­ников. Его дед был водителем автобуса, отец – пилотом гражданской авиации. Мальчик с раннего детства мечтал стать хирургом, но подвела тройка по химии. Поступил в Ленинградское мореходное училище, затем – в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, перевелся в БИИЖТ (ныне – БелГУТ), окончил факультет управления и экономики на транспорте. Но выпускнику приглянулась река, устроился мотористом на теплоход «Минск». Вот только его морское образование для работы на речных судах не подходило, и он переучился: окончил Школу командного состава при БелГУТе и стал помощником капитана, после – капитаном на буксирном теплоходе.

– 30 лет назад в речном порту Гомель мне предложили принять теплоход «Брест», и с тех пор я с удовольствием на нем работаю, – рассказывает Артур Гырдымов. – Помню, как в начале 1990­-х перевозили дачников – с собаками, козами, саженцами. Прогулок по реке тогда еще не было. Вверх по Сожу, до Крысина, отправлялись по утрам в пятницу, субботу и воскресенье, а вечерами шли назад в Гомель. Случалось, по билетам везли на судне более 400 пассажиров! В тяжелые времена перестройки, когда зарплата – порядка 20 долларов, а семью (у меня росли две дочери) надо было содержать, ушел в транспортную организацию. Но долго там не выдержал и вернулся. Кто на реке поработал, того снова сюда тянет. Кого мы только ни катали на «Бресте»: корпоративных клиентов, группы туристов из Минска, Брянска, Клинцов. Даже со Стасом Михайловым довелось пообщаться. Он клип на нашем теплоходе записывал. Помнится, восхищался первозданной природой, видами с теплохода…

Капитан не без сожаления рассказывает, как за три десятка лет изменился и обмелел Сож. Вспоминает, как трудно было работать в 2014 году: даже от причала не могли отойти, касались грунта. Тем не менее возили пассажиров на прогулочном теплоходе, поскольку хорошо знали все узкие места на реке и научились умело их обходить.

В одной связке с Гырдымовым вот уже 11 лет трудится Евгений Цопов. Капитан его хвалит, говорит, что лучшего моториста не найти, а в речном деле Евгений разбирается до тонкостей, знает абсолютно все. Они всегда помогают друг другу, работу строят на доверии и взаимовыручке.

Евгений Цопов говорит, что, придя работать на теплоход, от своего старшего коллеги он каждый день узнавал что­-то новое, и это было увлекательно, интересно. В 2008 году Евгений окончил Гомельское училище речного флота, получил специальность моториста-­рулевого. На практике ходил по Припяти от Мозыря до Петрикова и Лясковичей. Простор, свобода, шум волн – сплошные приключения. Такой запомнил он свою первую навигацию:

– Профессия речника – это мое, тут я могу проявить себя как физически, так и в общении с людьми, – отмечает наш собеседник. – На прогулочном теплоходе мне нравится, все получается, впечатлений масса. Да и капитан Гырдымов – опытный, ответственный, душевный…

На судне Евгений – настоящий хозяин: ежедневно готовит теплоход в рейс, проверяет его техническую исправность, швартует, билеты продает да еще на все вопросы пассажиров отвечает. Коммуникабельный, выносливый, он все делает четко и быстро. Умеет урегулировать любую непредвиденную ситуацию. Не так давно, в июне, именно Евгений заметил за бортом спрыгнувших в воду парня и девушку, причем парень стал тонуть. Экипаж среагировал мгновенно, подав сигнал бедствия. Дежурившие неподалеку спасатели буквально через две минуты вытащили беспечную парочку из воды.

Капитан Артур Гырдымов и моторист Евгений Цопов – дружная команда, уверенная в том, что профессия речника – это не только романтика, но и состояние души. Летом бок о бок экипаж трудится на теплоходе «Гомель», а в зимние месяцы – на ледоколе «Байкал». Вспоминают, как в 2017-­м работали на Припяти, где шла реконструкция моста. Тогда был сильный ледоход, и на «Байкале» пришлось перевозить людей из Турова в Житковичи. А вот прошлой зимой ледокол пригнали из Речицы в Гомель – семь суток шли по замерзшей реке. Отремонтировали и отправились в новый сложный поход – в Чериков на Могилевщине, где шло строительство мостового сооружения. Труженик-­ледокол под управлением опытной команды разбивал на реке лед, помогая устоять понтонному мосту.

Каждый год с приходом весны Сож, а вместе с ним уютный прогулочный теплоход «Гомель» зовут Артура Гырдымова и Евгения Цопова в путь.

– Мне бы хотелось, чтобы наш теплоход жил еще долго, – делится Артур Вячеславович. – И новый капитан возил бы на нем как можно больше пассажиров, доставляя им радость. Для меня самый приятный итог каждого путешествия по реке – это когда дети, покидая судно, машут нам рукой…

Людмила КОПАТЬ, «ТВ»