ЗАСО «ТАСК»

ГАРМОНИЯ СТИЛЯ

24 августа, 2023

В Лидском районе Гродненской области возле агрогородка Белица на км 78,628 автомобильной дороги М-11/Е 85 Граница Литовской Республики (Бенякони) – Лида – Слоним – Бытень полным ходом идет реконструкция моста.

Во время очередного планового осмотра объекта: директор филиала «МСУ № 3» ОАО «Мостострой» Александр Гурда, заместитель начальника отдела № 1 специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Василий Вишневский, главный специалист управления мостового проектирования № 1 государственного предприятия «Белгипродор» Николай Масловский, главный инженер ОАО «ДСТ № 6» Сергей Смурага

Соединяющий Лидский и Дятловский районы мост над Неманом практически исчерпал свой ресурc. У него недостаточный габарит ездового полотна: семь метров вместо восьми. Здесь разрешено движение машин массой до 20 тонн, поэтому водители других большегрузов вынуждены направляться в объезд. Заказчик проектно-­сметной документации РУП «Гродноавтодор» приняло решение провести реконструкцию в два этапа: сначала возвести новое сооружение с подходами, затем демонтировать существующее. На время строительства движение транспортных средств осуществляется по действующему мосту.

Проект выполнен государственным предприятием «Белгипродор». Заказчиком строительно­-монтажных работ является РУП «Минскавтодор­Центр», генподрядчиком – ОАО «Мостострой», субподрядчиком – ОАО «ДСТ № 6».

Девятипролетное сооружение возводится выше по течению Немана, в 25 метрах от существующего. Его длина – 345 пог. метров. Предусмотрены две полосы движения: каждая – по 3,5 метра, а также две полутораметровые полосы безопасности и тротуары шириной 1,75 метра. Срок службы рассчитан на 100 лет.

Главным инженером проекта стала начальник управления мостового проектирования № 1 Белгипродора Антонина Шевчук. Объект выполнен в едином архитектурном стиле. Мачты освещения сочетаются с секциями перильного ограждения и конструкциями опор. Органично вписывается в местный ландшафт цветовая гамма. Стоит отметить, что здесь усовершенствованы и применены решения, уже опробованные на мосту через Днепр в Рогачеве.

У нового сооружения – свайное основание, сборно-­монолитные опоры арочного очертания, три деформационных шва. Первый–третий пролеты состоят из металлических балок коробчатого сечения и монолитной железобетонной плиты (схема 52х73х52 метра общей длиной 178,5 метра), а с четвертого по девятый запроектировано температурно-­неразрезное пролетное строение из предварительно напряженных железобетонных балок длиной 33 метра (схема 5х33, общая длина – 164,9).

Предусмотрена установка оцинкованного металлического барьерного и перильного ограждений, на тротуарах – металлических опор наружного освещения. Проектом также предполагается устройство системы управления содержанием автомобильной дороги и обеспечения безопасности движения путем размещения временных точек видеонаблюдения.

– Конструкция надежная. Мост прослужит долго и будет способствовать развитию экономики региона и страны в целом, – отметил осуществляющий авторский надзор главный специалист управления мостового проектирования № 1 Белгипродора Николай Масловский. – Строительство ведется в соответствии с действующими на сегодняшний день нормативами. При возникновении каких­-либо неувязок все решается в рабочем порядке, чтобы не было простоев.

К возведению объекта филиалы ОАО «Мостострой» – «МСУ № 3» совместно с «Мостоотрядом № 58» – приступили в декабре 2021 года. Трудятся вахтовым методом. Каждый день здесь задействовано порядка 20 человек, а в предыдущие месяцы на смене постоянно находилось около 30 специалистов. Основные работы уже выполнены, в том числе и бетонные. Сейчас приступили к покраске и устройству гидроизоляции. Предстоит еще уложить асфальтобетонное покрытие и плитку на тротуарах, а затем установить барьерное ограждение. После этого будет произведен сброс движения на новое сооружение и начнется демонтаж старого.

Директор филиала «МСУ № 3» Александр Гурда сообщил некоторые подробности строительства. В котловане глубиной до 10 метров, огражденном металлическим шпунтом, на каждой опоре, кроме береговых, возводились монолитные фундаменты. Общий вес металлической конструкции, сборка которой велась на берегу, составил около 800 тонн. Собранное пролетное строение надвигали с помощью домкратов со скоростью 10 см в минуту. Процесс контролировало ГП «БелдорНИИ», чтобы выяснить, как ведет себя металл. В ходе строительства нового моста была задействована разная техника – от средств малой механизации до многотонных кранов. Со всеми поставленными задачами работники МСУ № 3 успешно справились.

– Коллектив наш дружный, с таким можно горы свернуть. Люди потрудились на славу, особенно когда производилась надвижка и выполнялась сборка: сварочные работы металлического пролетного строения осуществлялись в основном ночью, – подчеркнул Александр Владимирович.

Важнейший этап реконструкции – устройство подходов к мостовому сооружению по правому и левому берегам длиной 600 и 450 метров соответственно. Этим занимается дорожно­-строительное управление № 28 ОАО «ДСТ № 6». С обеих сторон отсыпаны насыпи, устраивается основание, затем будет уложено асфальтобетонное покрытие.

Объект зарегистрирован в специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством. Надзорные функции осуществляет заместитель начальника отдела № 1 Василий Вишневский. Мероприятия технического, технологического характера в соответствии с законодательством проводятся не чаще чем раз в 15 дней. На сегодняшний день было уже 16 плановых осмотров с начала реконструкции. Проверка объектов проходит в несколько этапов. Сразу визуально осматривается сама стройка. При обнаружении каких­-либо нарушений в части проведения бетонных, арматурных и других видов работ уточняются все подробности.

– Если возникают вопросы по техническим моментам, сверяюсь с проектной документацией. Когда речь идет об организации строительного производства, неправильном складировании либо хранении материалов, то здесь существуют определенные нормативы, – уточнил специалист.

После подведения итогов контрольной проверки составляется акт осмотра, а позже выдается обязательное к исполнению предписание, где указываются сроки устранения выявленных нарушений.

– На данном объекте обеспечиваются высокий уровень строительного производства и четкое соблюдение требований проектной документации, – подытожил Василий Вишневский.

Продолжительность нормативного строительства объекта – 30 месяцев. К концу нынешнего года планируется сбросить транзитное движение на возведенный мост и приступить к разборке существующего. Ввод сооружения в эксплуатацию намечен на октябрь 2024­го.

Светлана СМОЛЕЙ, «ДБ»