ЗАСО «ТАСК»

Гардемарины, вперед!

8 апреля, 2022

Вполне возможно, что нынешнее подрастающее поколение судомоделистов в будущем пополнит ряды специалистов конструкторского бюро «Белсудопроекта». Ведь модель – это путь познания.

Истоки судомоделизма уходят еще в допетровские времена. Первоначально корабельные мастера – создатели проектов головных или уникальных судов – не только разрабатывали чертеж, но и обязательно строили модель. Она помогала им определить характеристики будущего корабля. В более поздние времена специальные модели, выполненные в точном соответствии с чертежами проектируемого судна, испытывались в опытных бассейнах, а полученные результаты анализировались учеными и конструкторами. В настоящее время даже спортивные суда – катера и яхты – практически всегда проходят стадию модельных испытаний и доводок.

Свои инженерные способности в классах моделей – копий военных и гражданских судов представили юные корабелы на Открытом лично­командном первенстве Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров «Гардемарин­2022». Соревнования проходили на базе ГУО «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи». В них приняли участие 11 команд из Гомеля, Гродно, Слуцка, Новогрудка, Минска, Вилейки, Солигорска, Молодечно, Лиды и Фаниполя. На первом этапе судейская комиссия оценивала техническую грамотность и качество изготовления моделей, а после их спуска на воду – точность движения по курсу, ходовые характеристики и маневренность.

Гомель представляли учащиеся объединенной организационной структуры ДОСААФ. По итогам в личном первенстве они заняли два первых места, два вторых и одно третье. В командном зачете воспитанники Александра Фомченко были вторыми.

Представленные модели наглядно демонстрировали технический прогресс судомоделизма. Пару­тройку десятков лет назад энтузиасты этого дела выдалбливали корпуса из деревянных брусков, использовали пружинно­резиновые двигатели, самодельные примитивные электромоторчики. А сегодня применяются стеклоуглеродные и арамидопластики, супермощные микродвигатели внутреннего сгорания разных рабочих объемов, электродвигатели высокого уровня. При этом большинство современных моделей – радиоуправляемые. Словом, требуются специфические познания и неординарное конструкторское и инженерное мышление. Кто знает, может, нынешние юные судомоделисты в будущем пополнят ряды ОАО «Белсудопроект» – единственной в нашей стране организации, выполняющей полный комплекс услуг по проектированию судов внутреннего плавания? Детища специалистов конструкторского бюро сегодня бороздят реки Беларуси.

Среди них и несамоходная баржа­площадка грузоподъемностью 1000 тонн (проект № 775) – основной грузовой флот отечественных предприятий вод­ного транспорта. Водометные буксиры­толкачи (проекты № 570 и № 730) стали передовой разработкой мелкосидящих буксирных теплоходов. Они до сих пор эксплуатируются как в республике, так и за ее пределами, в том числе на сибирских реках. В 2015­м был спроектирован и первый в нашей стране круизный теплоход «Белая Русь».

По своей сути, ОАО «Белсудопроект» – уникальное связующее звено между Министерством транспорта и коммуникаций, инспекцией речного регистра, судостроительными заводами, предприятиями водных путей. А еще это небольшой, но очень дружный коллектив, который выполняет нужную работу и в своей области не имеет равных.

Во времена Советского Союза специа­листов подобного профиля готовили три вуза: Ленинградский, Горьковский и Новосибирский. После развала СССР наша страна оказалась практически без притока новых кадров. Сейчас в БНТУ открыта специальность «кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта», и «Белсудопроект» приглашает к себе на практику перспективных молодых людей. Возможно, впоследствии среди них окажутся нынешние юные судомоделисты – увлеченные и преданные выбранному делу.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТВ»