Вполне возможно, что нынешнее подрастающее поколение судомоделистов в будущем пополнит ряды специалистов конструкторского бюро «Белсудопроекта». Ведь модель – это путь познания.
Истоки судомоделизма уходят еще в допетровские времена. Первоначально корабельные мастера – создатели проектов головных или уникальных судов – не только разрабатывали чертеж, но и обязательно строили модель. Она помогала им определить характеристики будущего корабля. В более поздние времена специальные модели, выполненные в точном соответствии с чертежами проектируемого судна, испытывались в опытных бассейнах, а полученные результаты анализировались учеными и конструкторами. В настоящее время даже спортивные суда – катера и яхты – практически всегда проходят стадию модельных испытаний и доводок.
Свои инженерные способности в классах моделей – копий военных и гражданских судов представили юные корабелы на Открытом личнокомандном первенстве Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров «Гардемарин2022». Соревнования проходили на базе ГУО «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи». В них приняли участие 11 команд из Гомеля, Гродно, Слуцка, Новогрудка, Минска, Вилейки, Солигорска, Молодечно, Лиды и Фаниполя. На первом этапе судейская комиссия оценивала техническую грамотность и качество изготовления моделей, а после их спуска на воду – точность движения по курсу, ходовые характеристики и маневренность.
Гомель представляли учащиеся объединенной организационной структуры ДОСААФ. По итогам в личном первенстве они заняли два первых места, два вторых и одно третье. В командном зачете воспитанники Александра Фомченко были вторыми.
Представленные модели наглядно демонстрировали технический прогресс судомоделизма. Парутройку десятков лет назад энтузиасты этого дела выдалбливали корпуса из деревянных брусков, использовали пружиннорезиновые двигатели, самодельные примитивные электромоторчики. А сегодня применяются стеклоуглеродные и арамидопластики, супермощные микродвигатели внутреннего сгорания разных рабочих объемов, электродвигатели высокого уровня. При этом большинство современных моделей – радиоуправляемые. Словом, требуются специфические познания и неординарное конструкторское и инженерное мышление. Кто знает, может, нынешние юные судомоделисты в будущем пополнят ряды ОАО «Белсудопроект» – единственной в нашей стране организации, выполняющей полный комплекс услуг по проектированию судов внутреннего плавания? Детища специалистов конструкторского бюро сегодня бороздят реки Беларуси.
Среди них и несамоходная баржаплощадка грузоподъемностью 1000 тонн (проект № 775) – основной грузовой флот отечественных предприятий водного транспорта. Водометные буксирытолкачи (проекты № 570 и № 730) стали передовой разработкой мелкосидящих буксирных теплоходов. Они до сих пор эксплуатируются как в республике, так и за ее пределами, в том числе на сибирских реках. В 2015м был спроектирован и первый в нашей стране круизный теплоход «Белая Русь».
По своей сути, ОАО «Белсудопроект» – уникальное связующее звено между Министерством транспорта и коммуникаций, инспекцией речного регистра, судостроительными заводами, предприятиями водных путей. А еще это небольшой, но очень дружный коллектив, который выполняет нужную работу и в своей области не имеет равных.
Во времена Советского Союза специалистов подобного профиля готовили три вуза: Ленинградский, Горьковский и Новосибирский. После развала СССР наша страна оказалась практически без притока новых кадров. Сейчас в БНТУ открыта специальность «кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта», и «Белсудопроект» приглашает к себе на практику перспективных молодых людей. Возможно, впоследствии среди них окажутся нынешние юные судомоделисты – увлеченные и преданные выбранному делу.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТВ»