ЗАСО «ТАСК»

ЦИФРОВОЙ ТЕХОСМОТР

24 августа, 2022

Система государственного технического осмотра автомобилей занимает особое место в транспортном комплексе страны и лежит в основе обеспечения безопасности участников дорожного движения. В век стремительного развития «Белтехосмотр» обрел цифровое лицо, а станции диагностики предлагают качественные услуги. О переходе на современные технологии, ожидаемых в скором будущем новшествах в интервью обозревателю «ТВ» Инессе Германчук рассказал директор предприятия Юрий Ленчевский.

– В 2006 году «Белтехосмотр» был назначен уполномоченным органом по выдаче разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Как сегодня развивается система и какие направления в приоритете?

– За этот период система гостехосмот­ра сделала колоссальный шаг вперед. К примеру, если в 2006­м в стране были всего четыре диагностические станции, то в настоящее время их 235 – увеличение более чем в 50 раз. В хозяйственном ведении «Белтехосмотра» – 22 таких объекта. Месяц назад новая современная ДС открылась в Могилеве, и сегодня наши станции действуют во всех областных центрах, кроме Гомеля. Однако, надеюсь, уже в следующем году, к 20­летнему юбилею предприятия, сетью диагностических станций «Белтехосмотра» будут охвачены все областные города республики.

В стране должны функционировать современные ДС, предоставляющие клиентам комплекс услуг с максимальным комфортом. Поэтому непрерывно ведется работа по модернизации действующих, совершенствуются способы оплаты и административная процедура по выдаче разрешений, профессиональные компетенции персонала. Стремимся расширять спектр оказываемых услуг. Сегодня на отдельных наших станциях автовладельцы могут воспользоваться тех­обслуживанием, заправкой автомобильных кондиционеров, шиномонтажом, в том числе с сезонным хранением колес. Новый объект в Могилеве оборудован также мойкой самообслуживания и зарядной станцией для электромобилей.

Мы следим за современными тенденциями и стараемся оказывать гражданам услуги на любой вкус. К ним относится наше имиджевое предложение «Комфортный техосмотр» – оно для людей, которые ценят свое время. Специалисты «Белтехосмотра» могут прибыть на место и забрать у владельца автомобиль, пройти необходимые процедуры, а затем вернуть его в назначенное время. В целом это ярко демонстрирует нашу открытость для клиентов, желание создать атмосферу наибольшего благоприятствования.

Кроме того, в настоящее время делается ставка на использование цифровых технологий и сервисов в системе государственного технического осмотра автомобилей.

– Расскажите подробнее, как продвигается процесс перевода в цифровой формат процедуры выдачи разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Какие новшества в связи с этим ожидаются?

– Цифровизация – наш основной приоритет как один из аспектов проводимой в республике государственной политики. Созданная на предприятии автоматизированная информационная система (АИС) позволяет хранить сведения об истории прохождения тех­осмотра зарегистрированными в Беларуси транспортными средствами.

В соответствии с законодательством диагностические станции всех форм собственности передают данные в нашу АИС – на них внедрены необходимые программное обеспечение и сервисы. Более того, на ДС «Белтехосмотра» результаты контрольно-­диагностических работ и выданных разрешений сегодня подписываются электронной цифровой подписью.

С учетом текущего уровня развития нашей АИС, а это и система защиты данных, и электронная цифровая подпись, информация в режиме реального времени может предоставляться всем заинтересованным госорганам и организациям. Так, мы взаимодействуем с министерствами внутренних дел и юстиции, Транспортной инспекцией Минтранса, СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

В перспективе хотели бы вообще уйти от бумажных носителей. Сегодня процедура государственного техосмотра состоит из двух этапов. Сначала – проведение контрольно-­диагностических работ с выдачей заключения о соответствии автомобиля техническим требованиям. На основе данной информации в АИС в электронном виде формируется диагностическая карта. На втором этапе в случае положительного результата автовладелец обращается к инженеру «Белтехосмотра» на станции за административной процедурой по выдаче разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Раньше это была так называемая наклейка на лобовое стекло, сегодня – зеленый талон, получение которого, по сути, является формальностью. Согласно действующим ПДД, водитель не обязан предъявлять его инспектору Гос­автоинспекции. Наличие пройденного техосмотра проверяется сотрудниками ГАИ и Транспортной инспекции в нашей АИС в режиме онлайн.

Оформление разрешения на допуск в электронном виде позволит упростить административную процедуру. Уже сегодня мероприятие по его цифровизации закреплено распоряжением премь­ер-­министра Беларуси, а также в Государственной программе «Транспортный комплекс» до 2025 года. При внесении соответствующих изменений в нормативную базу 2023­й может стать годом цифровой трансформации системы.

Переход на цифру имеет целый ряд преимуществ. Автовладельцам не нужно будет тратить время на оформление документов после прохождения техосмотра. Что касается «Белтехосмотра», то отпадет необходимость присутствия инженеров на диагностических станциях. Оформлять электронные разрешения можно будет удаленно – через созданные в столице и областных городах колл­-центры.

В перспективе в системе государственного технического осмотра автомобилей должна заработать целая цифровая цепочка. На стадии подписания – соглашение с НЦЭУ по разработке многофункционального личного кабинета для автовладельцев. Заказать электронную административную процедуру можно будет с помощью мобильного приложения, которое находится в процессе разработки. Самое главное, что в итоге для водителей время нахождения на станции сократится до минимума. Поэтому мы сегодня уверенно продвигаемся по цифровому пути, верность направления которого подтверждает и наш собственный, и передовой зарубежный опыт.

– Как можно оценить степень дисциплинированности водителей и эффективность контроля соблюдения законодательства по обязательному прохождению техосмотра?

– К сожалению, не все наши граждане добросовестно относятся к вопросу содержания своего авто в технически исправном состоянии. Поэтому соблюдение требований законодательства всеми участниками дорожного движения требует серьезного контроля со стороны компетентных органов и организаций.

В прошлом году отвязка пошлины от техосмотра привела на станции диагностики всех законопослушных граждан, «Белтехосмотр» выдавал более 200 тыс. разрешений в месяц. Второй скачок спроса произошел на фоне появления информации о том, что камеры на дорогах стали фиксировать данный вид нарушения. Должен сказать: эффект оказался даже большим, чем отмена пошлины – тогда на ДС приехали и менее ответственные водители.

Еще одна показательная статистика. В Беларуси зарегистрировано около 4,5 млн автомобилей, в прошлом году выдано 1,5 млн разрешений. А значит, на техосмотр было представлено только порядка 30% транспорта.

Кроме того, примерно такой же процент автомобилей не проходит процедуру с первого раза из­-за имеющихся неисправностей: проблем с тормозной системой, рулевым управлением, подвес­кой, внешними световыми приборами. Таким образом, по нашим подсчетам, при эффективном контроле на дорогах со стороны ГАИ и внедрении системы фото­ и видео­фиксации нарушений «Белтех­осмотр» будет выдавать более 2 млн разрешений ежегодно. В настоящее время нами разработан совместный проект с компанией – собственником камер фотофиксации по выявлению в потоке автомобилей, не имею­щих разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

– «Белтехосмотр» является регулятором в области государственного технического осмотра в республике. Каким образом должна развиваться эта система?

– Мы придерживаемся позиции, что станции диагностики всех форм собственности обязаны отвечать современным требованиям. Во-первых, это позволит поднять уровень технического оснащения, а нам, в свою очередь, обеспечить одинаковые условия для клиентов на каждой из них без исключения. В частности, речь идет о возможности организовать предварительную онлайн-­запись на прохождение техосмотра, в том числе в самых отдаленных районных центрах.

Во-­вторых, на мой взгляд, систему следует развивать в направлении глобализации. Пусть это будет не две сотни собственников, как сегодня, а несколько крупных компаний, каждая из которых имела бы собственную небольшую сеть. Главное условие – это должен быть основной вид деятельности, что позволит компаниям стремиться вкладывать средства в развитие, обновлять свою материально-техническую базу, повышать профессиональные компетенции персонала. И уж тем более недопустимо, чтобы перевозчики проводили инспекционные проверки собственного транспорта, что противоречит международным нормам.

Юрий Ленчевский:

Безопасность дорожного движения – основной наш приоритет. Поэтому мы стремимся к созданию в Беларуси комплексной системы государственного технического осмотра автомобилей с общими требованиями, правилами и подходами в обслуживании клиентов. Должны быть дисциплина, порядок и контроль. И главное, что для выстраивания такой единой четкой системы у нас сегодня все есть.