ЗАСО «ТАСК»

БЛАГО КАЖДОГО – ОБЩИЙ ИНТЕРЕС

24 августа, 2023

С момента образования БелПрофТранса прошло семь лет.
Между тем молодой профсоюз имеет богатую историю трех своих предшественников – отраслевых профессиональных союзов, которые в 2016 году приняли решение об объединении. Чуть более четырех лет организацию возглавлял Николай Матюк. Перед уходом с должности по возрасту он отчитался на VI пленуме о проделанной совместной работе.

Преемственность в БелПрофТрансе. Николай Матюк, Иван Боровой, Владимир Ринг в разные годы занимали пост председателя отраслевого профсоюза

Николай Матюк:

Роль профсоюзного движения значительно повысилась. С нами считаются, нас уважают, к нам прислушиваются. Все эти годы мы работали на сплочение рядов, укрепление профсоюзных организаций. Корректировали стратегию и тактику наших действий. Тесно сотрудничали с социальными партнерами. И все это – для одной, самой главной цели: чтобы членам профсоюза стало лучше и легче жить и работать. Время выбрало нас, и мы были вместе!

Своеобразным испытанием на прочность организационных структур БелПрофТранса стали 2020 и 2021 годы. В первом случае мир столкнулся с пандемией – жизнью и работой в ограниченных условиях. Предприятия транспортной отрасли пострадали первыми, но все же обеспечивали бесперебойную деятельность. На помощь пришел профсоюз. На материальную поддержку, приобретение средств индивидуальной защиты, оказание спонсорской помощи, в том числе учреждениям здравоохранения, было израсходовано более 7 млн рублей. В следующем году предприятия оказались в условиях санкционного давления, что неизбежно отразилось на уровне занятости, заработной плате, социальных гарантиях, а также настроениях людей. Сохранить коллективы и проф­союз помогли дисциплина и ответственность.

Республиканский комитет осуществляет постоянный внутренний мониторинг с посещением первичек, выявлением недоработок и оказанием методической и практической помощи по всем направлениям профсоюзной работы. Контролируются выполнение решений руководящих органов, организационная и коллективно-­договорная работа, соблюдение законодательства об охране труда. В центре внимания – вопросы финансово-­хозяйственной деятельности, рационального использования средств. Профсоюзный лидер должен понимать, что деньги народные и они зарабатываются непростым трудом, подчеркнул в своем выступлении Николай Матюк.

Большое значение уделяется развитию социального партнерства. Результат – заключение Тарифного соглашения с Министерством транспорта и коммуникаций, а также подписание коллективных договоров. Сегодня их в отрасли действует около 220 (плюс 31 только за последние четыре года). Поддержку и социальные гарантии через них получают 205 тыс. работников транспорта и дорожного хозяйства. Профсоюзы контролируют своевременность выплаты зарплаты, наличие неполной занятости, приостановку норм коллективных договоров.

Каждый год жизнь ставила новые проблемные вопросы по защите законных интересов членов профсоюза. За отчетный период в организационные структуры БелПрофТранса поступило почти 140 тыс. заявлений об оказании материальной помощи, около 23 тыс. обращений правового и социального характера. Не всегда они были обоснованными, но по каждому проводилась детальная проверка, и в 90% случаев достигалось взаимопонимание.

Значимую помощь в разрешении трудовых споров оказывает отраслевое министерство. В январе этого года благодаря содействию на тот момент первого заместителя министра Алексея Ляхновича удалось разрешить миром трудовой спор между нанимателем одной из авиационных организаций и бывшим работником, которому была выплачена значительная сумма.

Основная задача состоит в том, чтобы никто не остался один на один со своими проблемами – такова принципиальная позиция руководства БелПрофТранса. Правовые инспекторы труда и уполномоченные представители профсоюза посетили почти 4 тыс. организаций, выявили около 10 тыс. нарушений, 93% которых уже устранены. Возвращено незаконно удержанных денежных средств порядка 255 тыс. рублей.

Деятельность правовой инспекции труда в первую очередь направлена на разрешение трудовых споров в досудебном порядке. За отчетный период инспектирующий орган предотвратил более 20 случаев незаконного увольнения работников. Однако приходилось обращаться и в судебные органы. За четыре с половиной года составлено свыше 150 процессуальных документов. В пользу тружеников удовлетворено  более 40% заявленных требований.

Как и все отраслевые профсоюзы, БелПрофТранс значительно изменил стиль и методы работы, сумев за короткий промежуток усилить кадровый потенциал, сформировать идейный, мотивированный, патриотически настроенный коллектив.

1082 первичные организации объединяет отраслевой профсоюз. Его членами являются около 200 тыс. человек.
Для сравнения: четыре года назадв составе БелПрофТранса были 733 ППО.

93% составляет в среднем охват профсоюзным членством.
С июня 2019-го созданы и поставлены на учет 511 первичек, из них 57 – в первом полугодии 2023-го.

Контроль за соблюдением нанимателями законодательства об охране труда в БелПрофТрансе осуществляют
15  технических инспекторов труда и более 4 тыс. общественных инспекторов по ОТ. За последние четыре года уровень травматизма на предприятиях транспортного комплекса и дорожного хозяйства снизился на 12,5%. Не зарегистрировано несчастных случаев на производстве в Витебской и Гродненской областных организациях, а также в объединенной отраслевой профсоюзной организации авиационных работников и на предприятиях водного транспорта. В авиационной подотрасли уже третий год фиксируется нулевой травматизм.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»