ЗАСО «ТАСК»

БЕСПИЛОТНИК ПОД КОНТРОЛЕМ

25 января, 2024

Одним из важнейших событий этого года в транспортной сфере станет вступление в силу Закона «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь». В предыдущем номере газеты с помощью руководителя управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации Минтранса Ольги Колошич мы прокомментировали положения документа, которые могут быть интересны широкому кругу читателей. Сейчас остановимся на новациях относительно порядка регистрации воздушных судов, обеспечения полетов беспилотных летательных аппаратов, а также повышения требований в части их безопасности.

Установление правовых норм в отношении беспилотных летательных аппаратов (БЛА), по мнению разработчиков документа, было особенно спорным и сложным. Видение разных органов госуправления в этом вопросе отличалось. И надо было выработать совместную позицию. Новый закон разделил БЛА, используемые в различных видах авиации, на три группы: гражданские, государственные и экспериментальные. При этом в терминах уточнено, что государственные и экспериментальные БЛА являются воздушными судами.

По словам Ольги Колошич, такой подход дает четкое разделение компетенций в применении беспилотников, а также обеспечивает выполнение полетов и использование воздушного пространства по правилам, установленным для каждой категории.

Документом определен порядок государственного учета гражданских БЛА, в том числе и широко используемых для фото­ и видео­съемки дронов.

– Если беспилотный летательный аппарат подпадает под категорию гражданского, он должен пройти государственную регистрацию в Департаменте по авиации и получить регистрационный номер. Без этого эксплуатация запрещается, – предостерегает представитель департамента.

Установлены также требования к подготовке оператора и внешнего пилота БЛА. Причем в зависимости от того, к какой категории относится летательный аппарат (гражданский, государственный либо экспериментальный), условия отличаются, поскольку каждый орган государственного управления регулирует эти вопросы самостоятельно.

Лица, которые будут эксплуатировать гражданские БЛА, должны пройти специальную подготовку в учреждениях, имеющих сертификат на право осуществления такой деятельности. Требования при ее прохождении разделяются еще и по классам эксплуатации – в условиях умеренного или повышенного риска. Оценить эксплуатационные риски необходимо еще до постановки аппарата на государственный учет.

Требования по подготовке оператора к работе в условиях повышенного риска более строгие. А обучение может осуществляться только в утвержденных учреждениях образования авиационного профиля, поскольку необходимо обеспечение безопасности полетов и использования воздушного пространства.

– БЛА активно внедряются в профессиональную деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поэтому вопрос их эксплуатации действительно очень актуальный, – комментирует принятые решения Ольга Колошич. – Указом Президента от 25.09.2023 № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов» введен ряд ограничений для физических лиц при ввозе, хранении, обороте, эксплуатации и изготовлении БЛА, а также авиамоделей. И, конечно же, с вступлением в силу нового закона устанавливаются повышенные требования к эксплуатации таких беспилотников. Обязательными условиями их использования являются наличие профессиональной или предпринимательской деятельности и подготовка оператора.

Представитель Департамента по авиации также акцентирует внимание на обязанности индивидуального предпринимателя или юрлица не только по постановке на учет гражданского БЛА, но и снятии при возникновении определенных обстоятельств. Речь идет об утрате (разрушении конструкции, которое не позволяет осуществлять эксплуатацию), утере, хищении, продаже или переходе на законных основаниях к другому лицу права владения, пользования или распоряжения.

Помимо гражданского БЛА, новым законом вводится еще одна категория – гражданское беспилотное воздушное судно. Оно предназначено для выполнения полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения без экипажа на борту, но под управлением командира, который является внешним пилотом. Для использования необходимо получить сертификат эксплуатанта. Под данную категорию не подпадают организации и граждане, которые эксплуатируют в некоммерческих целях легкие и сверхлегкие летательные аппараты, а также планеры, дельтапланы, парапланы, воздушные суда любительской конструкции, аэростатические аппараты, гражданские БЛА.

– Практики увидят в этом четкое разделение на две категории, – поясняет Ольга Колошич. – Гражданские БЛА имеют отдельное правовое регулирование, установленное Указом № 297 и постановлениями правительства, принятыми в его развитие. Эксплуатант же гражданского беспилотного воздушного судна приравнивается к эксплуатанту обычного пилотируемого, которое используется для перевозки пассажиров и грузов.

Гражданские воздушные суда – беспилотники действительно несут в себе более высокую степень риска по сравнению с БЛА. Поэтому закономерно, что требования к ним в части получения разрешения на использование воздушного пространства более жесткие. Лицом авиационного персонала такого судна в соответствии с обновленным Воздушным кодексом является внешний пилот, который назначается эксплуатантом. С применением средств дистанционного управления он осуществляет функции по выполнению полета, в том числе совершению различных манипуляций, и несет полную ответственность за безопасность. Поэтому наличие свидетельства авиационного персонала (внешнего пилота) обязательно.

Перевозки грузов гражданскими беспилотными воздушными судами в Беларуси только набирают обороты. Для сравнения: в России такая техника активно применяется в различных секторах экономики и выполняет, например, орошение полей и лесов, доставку грузов, почты, лекарственных средств в районы, куда проблематично добраться наземным транспортом.

Воздушный кодекс играет исключительно важную роль в национальном законодательстве любого государства. Под влиянием внутренних и внешних факторов он постоянно подвергается проверке на способность выступать регулятором системы общественных отношений в сфере авиации.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»