ЗАСО «ТАСК»

БАРХАТНЫЙ ПУТЬ

17 августа, 2022

У большинства людей движение поезда ассоциируется с характерным стуком колес, когда они попадают на стыки рельсов. Однако такое особое звучание слышно не всегда. Причина тому – бесшовная конструкция пути, которую уже не первое десятилетие применяют для безопасного движения поездов на высокоскоростных линиях различных стран мира. Железнодорожники такой путь называют «бархатным».

Бесстыковой путь – одна из самых совершенных конструкций во всем мире. По сравнению с обычным он позволяет уменьшить объемы путевых работ. Для его прокладки требуется меньше металлоемких рельсовых скреплений. Он имеет минимальное число стыков, являющихся наиболее слабыми и напряженными местами, что снижает удельное сопротивление движению, ведет к уменьшению износа колес, увеличивает пропускную способность за счет повышения скоростей движения поездов, сокращает расходы на топливо и электроэнергию. Кроме того, на бесстыковом пути снижается уровень шума – до 15 децибел, повышается комфортность езды.

Минимизировать число соединений рельсов, снизить нагрузки на критических участках, улучшить плавность хода грузовых и пассажирских вагонов пытались долго и разными способами. Принципиально новым решением стал бесшовный, или бесстыковой, путь – за счет характерной конструкции. Его создатели предложили использовать стандартные прокатные изделия (рельсы длиной 25 метров), сваривать между собой сразу на специализированных предприятиях в нити значительной протяженности, которые, в свою очередь, окончательно соединять уже на местах установки.

В СССР первый бесстыковой путь, разработанный инженером Михаи­лом Боченковым, был уложен в 1949 году. В опытном порядке он появился в 1956-­м на бывшей Московско-­Курско­-Донбасской дороге километровой протяженности.

Первый же год эксплуатации оказался успешным. Отпали опасения в нарушении устойчивости пути и значительных перемещениях концов плетей. Осложнений в текущем содержании не возникло. Оказалось возможным даже несколько упростить конструкцию пути.

В 1957-­м применение технологии было расширено. К тому времени сформировались благоприятные условия в связи с внедрением железобетонных шпал. Первые 19 км бесстыкового пути с периодической разрядкой напряжений были уложены на участке Молодечно – Гудогай. К слову, на железных дорогах Беларуси, серьезно пострадавшей во время войны, вплоть до начала 1951 года в пути лежало 2,8 тыс. км рельсов, длина которых была короче 9 метров.

Опыт эксплуатации бесстыкового пути, накопленный на Белорусской, Октябрьской, Юго­-Западной, Донецкой магистралях, а также результаты многочисленных исследований в СССР и за рубежом позволили в 1960 году дать рекомендации о широком внедрении бесстыкового пути на дорогах Советского Союза. Однако стартом его внедрения в стране в полной мере можно все же считать 1957-­й, когда было уложено 43 км бесстыкового пути на железобетонных шпалах. К началу 1963 года на советских стальных магистралях было около 2,2 тыс. км такого пути и около 4,5 тыс. км длинных рельсов, а к началу 1966­-го – около 5,5 тыс. км бесшовного пути. В последующем темпы внедрения этой технологии возрастали, состояние пути улучшалось. К 1967-­му протяженность бесстыкового пути достигла 8290 км, к 1977 году – 37 272 км, а к моменту распада СССР – 100 тыс. км.

В настоящее время бесстыковые плети длиной 800 метров, предварительно сваренные из 25­-метровых рельсовых отрезков, в путь укладываются при помощи специальных рельсосварочных мобильных путевых машин ПРСМ в рамках восстановительного ремонта. Изготавливает такие плети специализированное предприятие Белорусской железной дороги «Рельсосварочный поезд № 10 станции Орша». Его реконструкция и модернизация, проведенные в 2014–2015 годах, позволили на существующих мощностях внедрить технологию восстановления старогодных рельсов для повторного использования и сварки в бесстыковой путь. Такие плети укладываются на приемо­отправочных путях узловых и линейных станций.

Наибольшая протяженность находящегося на полигоне Белорусской железной дороги бесстыкового отрезка составляет около 20,5 км. Он уложен в 2007 году на первом главном пути перегона Пуховичи – Руденск.

На белорусской стальной магистрали сегодня уложено более 4,8 тыс. км бесстыкового пути.
Это 67% общей протяженности ее главного хода. Впервые данную технологию у нас начали применять 65 лет назад.

Подготовила Ольга ОРЛОВА, «ТВ»