ЗАСО «ТАСК»

Апгрейд для нерегулярщиков

7 марта, 2024

Транспортная инспекция Минтранса организовала на минувшей неделе круглый стол по обсуждению новаций Указа главы государства № 32 от 25.01.2024 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Документом предусмотрено создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», оператором и владельцем которого определена Транспортная инспекция.

Мероприятие проходило два дня. В первый были приглашены операторы, диспетчеры автомобильных перевозок в нерегулярном и регулярном сообщениях, а также диспетчеры такси. На следующий в инспекцию прибыли перевозчики пассажиров в нерегулярном и регулярном сообщениях, в том числе автомобилями-­такси. Присутствовали, в частности, представители ОАО «Миноблавтотранс», КТУП «Гомельоблпассажиртранс», КТУП «Брестгортранс», ГП «Столичный транспорт и связь». Министерство транспорта и коммуникаций представлял начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Андрей Гладкий.

Организаторы постарались построить программу таким образом, чтобы уже в самом начале собравшиеся получили порцию ознакомительной информации, которая включала бы в том числе ответы на предполагаемые вопросы.

Роли тех, кто выступил с сообщениями, были четко распределены. Так, о результатах контрольной деятельности инспекции в прошлом году доложил ее начальник Виталий Киреев.

В 2023-­м большое внимание уделялось совершенствованию стиля и методов работы. Акцент был сделан на аналитической работе и усилении профилактических мер. Количество проверок сократилось почти вдвое. При этом эффективность предпринимаемых усилий увеличилась практически наполовину.

Анализ причин и условий, способствующих нарушению законодательства при выполнении перевозок пассажиров, показал, что основным фактором является наличие пробелов в законодательстве. Это позволяло отдельным субъектам хозяйствования прибегать к уловкам: осуществлять перевозки на основе мнимых либо притворных сделок; вместо оформления трудовых отношений с водителем заключать договоры подряда; вместо договоров перевозок использовать документы на аренду транспортных средств с экипажем; регулярные перевозки пассажиров подменять нерегулярными.

Еще одним фактором, способствующим совершению нарушений, явилось отсутствие должной организации пассажирских перевозок со стороны операторов и диспетчерских служб. Диспетчеры такси передавали заказы водителям транспортных средств, которые не соответствуют требованиям законодательства.

– В результате сегодня мы завалены обращениями, – констатировал руководитель контрольного органа. За неполные два месяца текущего года их поступило уже 145. Львиная доля касается осуществления регулярных перевозок пассажиров под видом нерегулярных. Зачастую речь идет о ряде нарушений: невыдаче билетов, грубости водителей и других представителей компании перевозчика, неудовлетворительном техническом состоянии транспортных средств, нарушении Правил дорожного движения и режима труда и отдыха, перевозке пассажиров сверх установленной нормы.

– Каждое обращение независимо от того, подписано оно или анонимное, внимательно изучается и проверяется. 90% изложенных фактов подтверждается, – подчеркнул Виталий Киреев. – Нагрузка на нас легла огромная. Но хочу сказать, тем самым доверие к Транспортной инспекции повышается. Все больше писем поступает к нам напрямую.

В прошлом году Транспортная инспекция провела свыше 900 контрольных закупок, выявила 307 административных правонарушений, изъяла 280 транспортных средств (152 автобуса и 128 легковых автомобилей).

Новый год начал свой неутешительный отсчет. По состоянию на 27 февраля (первый день проведения круглого стола) было изъято уже 97 автомобилей, к 28 февраля (второй день) – 104.

Изъятие транспортного средства позволяет исключить возможность получения дохода от незаконной предпринимательской деятельности на период ведения административного процесса. Именно эта мера, по мнению руководства инспекции, оказала существенное влияние на эффективность контрольных мероприятий.

Значительный рост числа полученных карточек маршрута на пассажирские перевозки в регулярном сообщении свидетельствует о том, что в течение года практически каждое четвертое транспортное средство пришло в регулярные перевозки, то есть многие из перевозчиков легализировали свою деятельность.

Новый этап в работе инспекции начался в связи с подписанием Указа «Об автомобильных перевозках пассажиров». По словам Виталия Ивановича, с 25 января Транспортная инспекция осуществляет свою деятельность еще в более напряженном ритме. Идут обращения с просьбой разъяснить тот или иной пункт нормативного акта. Этим и была обусловлена инициатива проведения круглого стола.

О новых подходах в работе в связи со вступлением в силу Указа № 32 собравшихся проинформировал заместитель начальника инспекции Дмитрий Куликовский. Уже сегодня для осуществления контроля и выявления нарушений законодательства в области транспортной деятельности инспекторам вовсе не обязательно останавливать транспортные средства.

Используя информацию о переданных заказах на выполнение перевозок пассажиров автомобилями­-такси, а также данные камер видеонаблюдения, электронных баз данных, можно устанавливать факты отсутствия разрешений на допуск к участию в дорожном движении, а также договоров обязательного страхования гражданской ответственности.

В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров диспетчер такси обязан осуществлять поиск автомобилей­-такси, способных выполнить заказ. На практике же заказы передаются любому участнику дорожного движения, подключившемуся к приложению. И потому зачастую перевозки выполняются на транспортных средствах, которые не отвечают требованиям законодательства, например, не обозначены в соответствии с правилами, сливаются с общим потоком. В таких условиях инспекторам приходится работать вслепую.

В ходе контрольных мероприятий были установлены факты грубейших нарушений законодательства, влияющих на безопасность дорожного движения. Прежде всего это – выполнение перевозок пассажиров водителями, лишенными права управления, в том числе за нахождение под воздействием наркотических веществ.

В 2023 году количество проверенных транспортных средств, осуществлявших перевозки пассажиров во внутриреспубликанском сообщении, включая автомобили-­такси, уменьшилось по отношению к 2022­-му на 64% (с 21 425 до 12 235). При этом число выявляемых серьезных нарушений на одно проверенное транспортное средство увеличилось с 0,7 в 2022 году до 0,9 в 2023­м. До отмены лицензирования в 2017 году показатель составлял 0,03. Это означает, что после отмены лицензирования количество нарушений на один автомобиль возросло.

– Сегодня мы вынуждены организовывать контроль, проводить контрольные закупки, изымать транспортные средства совместно с другими контролирующими органами – ИМНС, ГАИ, ОБЭП, – отметил спикер. – Создание реестра позволит отсечь большую часть нарушений законодательства в области транспортной деятельности за счет автоматической проверки информации с помощью электронных баз данных. Рынок перевозок пассажиров должен стать более прозрачным. Количество остановок и проверок сократится.

Предупреждение субъектам хозяйствования, игнорирующим установленные требования: к ним будут применяться меры административной ответственности, предусмот­ренной частью 3 статьи 13.3 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность).

Начальник управления разрешительной системы и цифрового тахографа Иван Алисейко рассказал участникам круглого стола о порядке формирования и ведения реестра. Указом предусмотрено, что внесение сведений в информационный ресурс будет осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством об административных процедурах. За внесение сведений о транспортном средстве предусмот­рена уплата госпошлины в размере двух базовых величин, о водителе – одной. При этом внесение сведений о перевозчике не является административной процедурой. Эту информацию можно вносить в открывающейся форме заявления параллельно с указанием данных о водителе и транспортном средстве.

Представленные сведения будут автоматически обрабатываться системой с интегрированными в реестр базами данных. Если указанная информация соответствует требованиям законодательства, она включается в реестр.

Особый подход – к данным об оформлении и оснащении транспортных средств. Перевозчикам необходимо представить четыре фотографии с четырех ракурсов по внешнему виду и одну – по внутреннему оснащению салона, включая средства видеофиксации.

Соответствие оформления и оснащения каждого транспортного средства Правилам автомобильных перевозок пассажиров будет вручную проверяться работниками разрешительной системы инспекции.

Обязанность поддерживать внесенные в реестр сведения в актуальном состоянии возлагается на перевозчика. И здесь есть тоже свои особенности. Информацию об изменении времени работы, контактах, активности транспортного средства можно будет вносить без взимания госпошлины через личный кабинет реестра. А вот изменение таких сведений, которые меняются крайне редко (VIN-­код автомобиля, наименование юрлица, фамилия водителя), отнесено к административным процедурам. Предусмотрена уплата госпошлины: за внесение изменений об автомобиле –1 БВ, о водителе – 0,5 БВ. Со ставками госпошлин можно ознако­миться в приложении к указу.

Предусмотрены также случаи отказа во включении в реестр. Это – несоответствие требованиям законодательства водителя либо транспортного средства и отсутствие средств видеофиксации.

Вся информация, размещенная в реестре, с определенной периодичностью будет сверяться в автоматическом режиме с базами данных других органов и организаций. При установлении несоответствий (например, истечение срока действия документов, представленных при включении) размещение сведений в реестре приостанавливается либо исключается. Кроме того, приостановление или исключение возможно по результатам контрольной деятельности Транспортной инспекции.

Возобновление информации в реестре будет осуществляться после устранения недочетов. Если сведения были исключены по причине нарушения, повторное включение возможно не ранее чем через шесть месяцев.

Иван Алисейко акцентировал внимание на том, что решение об исключении либо приостановлении сведений в реестре принимается не инспектором на дороге. Планируется, что в каждом филиале будет создана комиссия для рассмотрения нарушений, которые могут повлечь за собой такие последствия, и принятия соответствующих решений.

Детальный порядок ведения и формирования реестра определит постановление Совета Министров, которое в настоящее время находится в разработке.

Юрий Костюк, первый заместитель начальника инспекции, довел до представителей субъектов хозяйствования основные положения обсуждаемого указа, необходимость приведения транспортной деятельности в соответствие с его требованиями, а также компетентно ответил на возникшие вопросы. Их было много, и задавались они очень активно. К сожалению, далеко не все присутствовавшие детально ознакомились с содержанием документа.

Радовали высказывания такого плана:

– Однозначно принимаю введение реестра, потому что это – настоящая забота о безопасности.

– Я – за реестр, за контроль, за нормальные нормы взаимодействия между контролирующими органами и субъектами хозяйствования.

Поступило и немало стоящих предложений и замечаний. Например, о том, что подача сведений в реестр не должна производиться только в электронном виде. Среди водителей немало людей старшего поколения – профессионалов своего дела, не владеющих, однако, информационными технологиями.

А таксисты попросили выделить отдельный день для обсуждения именно их проблем. Предложение было поддержано руководством инспекции.

– Я считаю, что цель нашего мероприятия достигнута, – подытожил Юрий Константинович. – Нам очень нужна была обратная связь с диспетчерами, автомобильными перевозчиками пассажиров в нерегулярном сообщении. Мы хотели ответить на их вопросы, чтобы снять излишнее напряжение. Дело в том, что каждый по­-своему прочитал и интерпретировал положения указа. Чтобы было единое понимание порядка применения норм документа, мы и довели с юридической точки зрения, что требует законодательство от каждого участника транспортной деятельности – диспетчера, перевозчика, водителя, пассажира. Того, что происходит сегодня на дорогах, быть не должно. Это – массовые нарушения, с которыми надо бороться. Мы живем в XXI веке. То есть технически сегодня вооружены настолько, что от нас ничего невозможно скрыть. Если какой­-то микроавтобус ушел с одного маршрута на другой, достаточно набрать его регистрационный номер в нашей базе данных, и мы узнаем, по какой дороге он ездит постоянно. Он не спрячется нигде. Думаю, нерегулярные перевозчики это сегодня почувствовали.

Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса:

– Министерство сегодня проводит развернутую информационную кампанию, чтобы максимально донести суть новаций законодательства до широкого круга лиц. В первую очередь мы обращаем внимание на требования безопасности пассажирских перевозок. Цифры нарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности Транспортной инспекции, достаточно серьезные. Все мы видим, что рынок автомобильных перевозок пассажиров нуждается в государственном регулировании, чем, собственно говоря, и вызвано появление комментируемого указа.

В настоящее время инспекция осуществляет разработку соответствующего программного обеспечения, которое взаимоувяжет все электронные базы данных. 1 августа – это время «Ч», начиная с которого можно подавать соответствующие сведения для включения в реестр. Хочу обратить внимание на переходный период – три месяца, когда информация в реестр включается абсолютно бесплатно. Просьба ко всем участникам перевозочного процесса не откладывать подачу заявлений на включение сведений в реестр на последние дни.

Безусловно, отдельные нормы, прописанные в указе, будут детализированы на уровне постановлений правительства. В ходе публичного обсуждения проектов этих документов все субъекты предпринимательской деятельности смогут высказать свои предложения, замечания, пожелания.

Виталий Киреев, начальник  Транспортной инспекции:

– Конечно, на первых порах мы будем более-менее лояльными. На это нас нацеливает и министр транспорта и коммуникаций: не исключать никого из реестра по мелочным нарушениям. Понятно, что сегодня мы не все решили и ответили не на все вопросы. Поэтому одним мероприятием не ограничимся. Наша задача – до 1 августа снять все острые проблемы.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»