ЗАСО «ТАСК»

Звенья достойного результата

30 января, 2025

По словам заместителя генерального директора по экономике КУП «Гроднооблдорстрой» Владимира Цылько, одним из несомненных лидеров среди филиалов организации является ДРСУ № 159 в Островце. Начало будущему успеху этого предприятия было положено в середине шестидесятых годов прошлого века обслуживанием дорог областного значения протяженностью 68 км.

Любому транспорту такая дорога в радость

Прежний километраж в сравнении с нынешним выглядит исключительно скромным. Сейчас в ведении ДРСУ № 159 – около 1200 км местных автомобильных дорог, из которых половина – в Островецком районе и почти столько же – в Ошмянском. Аналогично и с парком техники. Если в далеком 1964-м были всего лишь три трактора, погрузчик и прицеп, то только в 2024 году в рамках планового обновления приобретены погрузчик «Амкодор», автогрейдер, обочиноукладчик, 19-местный автобус для перевозки рабочих и пескосолераспределитель. А ведь с тех пор едва минуло два поколения – немногим более 60 лет…

– ДРСУ располагает повышенным железнодорожным путем, что позволяет нам использовать стальную магистраль для быстрой и экономически выгодной доставки стройматериалов. Производство асфальтобетона обеспечивает в необходимых количествах собственный завод. А чтобы предприятие, адаптированное к изготовлению строительных смесей, не простаивало вхолостую и было задействовано на полную мощность, покрывая потребности дорожного строительства и ремонта, мы обзавелись четырьмя месторождениями для добычи песка и песчано-гравийной смеси своими силами, – пояснил Дмитрий Кулина, начальник ДРСУ № 159 г. Островца.

В период строительства БелАЭС карьер «Запольское» работал круглосуточно, являясь базовым, поскольку именно здесь, как выяснилось в процессе геологоразведки, залегает песок 1-го класса – это самый высокий показатель для данного вида сырья. В ходе возведения главного энергетического объекта страны было реализовано около одного миллиона кубометров.

Карьер «Запольское»

– В 2024-м мы сохранили кадровый состав без потерь. Как начинали год в количестве 109 человек, так его и проводили всем коллективом, – руководитель уверен, что именно люди являются одной из ключевых производных для достижения высоких показателей, а потому в ДРСУ созданы все условия, чтобы повышать качество и эффективность работы. Регулярно приобретается новая техника и ведется ремонт административных и бытовых помещений, оборудована комната приема пищи. Профсоюз организует мероприятия культурного и спортивного досуга. В одну из последних поездок побывали на хоккейном матче с противостоянием клубов «Динамо-Минск» и «Северсталь» – в филиале работают активные болельщики.

Не последнее место в цепочке звеньев, ведущих к достойному результату, занимает подготовка кадров. Прораб Андрей Кумища окончил в 2007 году БНТУ, отучившись на факультете транспортных коммуникаций по специальности «Строительство дорог и аэродромов». Приход в дорожники для него не случайность: отец – один из старожилов предприятия. Это он катал мальчишку на автокране, позволяя увидеть весь спектр возможностей человека-созидателя и пережить всю гамму чувств человека-творца.

Будни Андрея Кумищи протекают в заботах о местных дорогах. Капитальный ремонт требует отслеживания и контроля всех процессов как в состоянии подготовки, так и в моменте реализации. К примеру, асфальтобетон проходит испытания на качество в уплотненном состоянии в местной лаборатории, прежде чем окажется усовершенствованным покрытием на дороге. Один из последних сданных в эксплуатацию объектов – дорога Изабелино – Гервяты – Михалишки, где производился капитальный ремонт более чем одного километра: гравийка по завершении работ была переведена в асфальтобетон.

АБЗ «Изабелино»

– В 2024-м мы выпустили около 60 тыс. тонн асфальта – наполовину больше предыдущего. Все благодаря возросшему финансированию. Ну и рабочие, безусловно, стараются. Очень стимулирует КТУ (коэффициент трудового участия), который в значительной степени влияет на размер зарплаты, – разъясняет нюансы прораб.

В зимнее время в перечень обязанностей подчиненных Андрея Кумищи входит ямочный ремонт. Для его производства руководствуются специальными технологическими картами, в которых прописан весь процесс от а до я. Не последнее место при восстановительных работах занимает и эстетика: устройство карт под ямочный ремонт – углублений правильной прямоугольной формы – должно осуществляться параллельно либо перпендикулярно оси дороги.

– Взаимодействие со смежными предприятиями повышает эффективность общего результата, на который мы трудимся вместе. По приглашению ДЭУ № 57 укладывали дорогу вдоль озера Свирь, – приоткрывает шкатулку секретов успеха в профессии Андрей Кумища.

В кабинете экономиста с 20-летним стажем работы в ДРСУ № 159 Сабины Щуки находится огромный шкаф-купе во всю стену, за раздвижными зеркальными дверцами которого скрывается архив с толстенными папками, где прописана каждая финансовая операция предприятия. Мимо этого пункта подсчетов все и вся не просачивается ни одна песчинка, ни одна дорожная ямка не остается без учета.

– Наше предприятие – большая структура, состоящая из разноплановых производств, поэтому любая целесообразная экономия снижает расход и увеличивает прибыль. К примеру, песчано-соляную смесь (ПСС) для посыпки дорог в зимнее время мы изготавливаем сами: закупаем галит у «Беларуськалия», а на собственном карьере «Смилги» добываем песок 2-го класса. Любая рачительная хозяйка вам скажет, что дешевле купить крахмал, лимонную кислоту и соду, чтобы приготовить разрыхлитель, чем выкладывать деньги за готовый продукт, – сравнивает стратегическую линию предприятия наша собеседница.

Накануне Нового года ДРСУ № 159 подошло к украшению прилегающей территории с творческой выдумкой и опять же без лишних трат: собственными силами сварили металлическую конструкцию для арки, чтобы поставить на входе в административное здание, опутав ее электрическими гирляндами. Аналогичное изделие при покупке обошлось бы несравненно дороже. Этот же принцип использовали и при изготовлении каркасов для елочек. В результате соревнования среди организаций Островецкого района ДРСУ № 159 заняло почетное третье место. А местные блогеры в пятерку топ-мест для селфи включили локацию предприятия дорожников, придумав ей соответствующее название – «Волшебная сказка от ДРСУ № 159».

– Рациональный подход к расходам позволил нам сделать приятное для сотрудников – по два денежных сертификата каждому к Новому году. А еще мы приняли участие в акции «Наши дети». Грамотное отношение к заработанному дает возможность выделять средства и на благотворительность. Горящие глаза ребят – из разряда тех сокровищ, которым нет цены, – не без гордости за конечный итог говорит Сабина Щука.

Будущий экономист пришла в ДРСУ № 159 по приглашению бывшего начальника. Был сложный период для страны: многие предприятия не выплачивали зарплату, а строительные организации еще держались на плаву. Так она здесь и осталась на два десятка лет, тем более что и муж трудится в этих же стенах.

– В список наших зимних задач входит устранение скользкости. Для этого мы организовали круглосуточное дежурство: днем выполнение этой функции обеспечивает инженер по безопасности, а в ночное время – диспетчеры. Утром и вечером даем отчет в Гродно: сколько почистили, сколько посыпали и так далее. У тех, кто занимается наблюдением за погодой, вырабатывается со временем профессиональная интуиция. Техники в снежную погоду мы задействуем достаточно: МАЗ с посыпочным устройством, грейдер и трактор МТЗ в паре, погрузчик ПСС. При отсутствии снега, как на данный момент, занимаемся ремонтным профилированием дорог – подсыпаем ПГС из карьера «Смилги» и утрамбовываем катками. Вообще, наш экономический отдел – мостик между мастерами и бухгалтерией, поэтому мы в курсе всех событий, – подводит баланс под суммой обязанностей экономист островецкого ДРСУ.

За отдел производственно-технического сектора отвечает Диана Пупейко. Девушка в начальниках только год, до этого работала здесь же 10 лет экономистом по труду:

– На карьере «Смилги», который обеспечивает нас сырьем для производства ПСС и дорожного профилирования, находится дробильно-сортировочная установка, способствующая получению ПГС С5 и С2, а также песка. Камень дробим на фракции, чтобы иметь в достатке щебень и гравий. Гранитный щебень закупаем, он идет на верхний слой асфальта и повышает его износоустойчивость. За счет специальных температуропонижающих добавок нам удается продлить сезон укладки асфальта, поскольку этот компонент позволяет не терять качества работы даже при минус пяти. Так, в прошедшем декабре мы пустили в дело 1500 тонн с добавками.

По итогам 2024 года:

• отремонтировано и введено в эксплуатацию 48,451 км дорог, что на 224,5% больше предыдущего показателя;

• среднемесячная зарплата выросла на 136,6%;

• выручка составила 17 057,9 тыс. рублей (плюс 143,6%).

Магия творчества свойственна любому профессионалу. И когда темная горячая лава асфальта ровным полотном выстилает дорогу, оставляя после себя безупречно гладкую поверхность, то только дорожники знают, сколько труда и времени было вложено, чтобы колеса автомобилей превращались в крылья.

Светлана ЯРОШЕВИЧ, «ДБ»