ЗАСО «ТАСК»

«Золотые рыбки» станции Сморгонь

5 августа, 2024

«Дороги, верно, у нас изменятся безмерно…» – писал Пушкин. Его тезке по имени-отчеству нынешнему начальнику железнодорожной станции Сморгонь Александру Корнею вместе с тружениками коллектива посчастливилось внести свой вклад в реализацию пророческих рифм поэта.

История возведения в 1873 году станции Сморгонь сродни захватывающему детективу. Разрозненные сведения из всевозможных архивов скрупулезно собирает, дополняет и оберегает Павел Картавик – главный хранитель фондов местного краеведческого музея. Триггером строительства Либаво-­Роменской линии, которая изначально именовалась Ландварово-­Роменской, послужили экономические интересы одного дальновидного промышленного магната. Он сумел разглядеть в передовой технологии XIX века – паровозе – баснословные выгоды для своего бизнеса. Если использовать механизированное средство передвижения для доставки зерна из южных областей Украины в прибалтийские морские порты, то можно значительно сократить сроки на транспортировку и увеличить оборот. Одним из остановочных пунктов участка железной дороги в направлении Минск – Вильно и стала станция Сморгонь.

– Первоначально здание было сложено из дерева – самого доступного материала в нашем регионе, – Павел Картавик переходит к наиболее интригующей составляющей своего рассказа. – Когда же государство в 1891 году выкупило объект из частных рук, на месте прежнего скромного помещения было оперативно возведено импозантное каменное строение в псевдорусском стиле с разделением на сословные залы в соответствии с запросами и предрассудками аристократического общества.

Судьбоносное стечение обстоятельств открывает порой двери, о которых мы даже не подозревали. Лариса Варпахович, смотритель краеведческого музея, оказалась дочерью и внучкой машинистов.

Подключившись к нашей экскурсии, она поделилась своими детскими впечатлениями из истории станции:

– Мой отец Геннадий Спирин начинал на паровозе, потом, где-­то в середине 1970-­х, пересел на тепловоз. Мы жили в одной из пяти квартир деревянного дома, специально построенного для семей работников железной дороги неподалеку от станции Сморгонь. По ночам стекла в окнах мелодично позвякивали из­за пыхтящего тепловоза, двигатель которого во время стоянки требовалось прогревать.

Воспоминания настолько живы в памяти нашей собеседницы, что на глаза невольно наворачиваются слезы. Трудовые заслуги отца Ларисы Геннадьевны были отмечены званием «Почетный железнодорожник». А когда Геннадия Спирина провожали в последний путь, то коллеги на переезде по дороге на кладбище попрощались со своим соратником протяжными гудками.

Очередная недавняя реконструкция железнодорожного вокзала Сморгони была приурочена к «Дажынкам-2019». А два года спустя на обновленную станцию пришел новый заместитель начальника по грузовой работе Александр Корней, который уже с марта 2022-­го возглавил предприятие.

Получилось так, что во время нашей беседы к нему за подписью пришла Анастасия Мартишонок, билетный кассир с 14­-летним стажем работы: мол, пора в декретный отпуск. Александр Сергеевич пошутил:

– Скоро наш коллектив прирастет на одного железнодорожника. Добро пожаловать в семью!

На станции Сморгонь не только думают о будущем, но и бережно сохраняют прошлое. Александр Корней достал из книжного шкафа огромный альбом, куда вклеиваются тематические фотографии и каллиграфическим почерком вписываются все знаменательные события предприятия. А на полке, рядом с томом этой солидной летописи, стоит аквариум с самой что ни на есть золотой рыбкой.

Однако вернемся к делам производственным. Перевозка грузов по железной дороге от станции Сморгонь – востребованная услуга у здешних предприятий, занимающихся реализацией своей продукции за пределами республики и внутри страны. Когда мы с Александром Корнеем продолжили общение на перроне, он указал на погрузку вагона:

– Это один из наших постоянных клиентов – «Сморгонские молочные продукты» – отправляет сухое молоко в Казахстан.

За проверку погрузки и ее оформление на станции отвечает Анна Гнилозуб, старший приемосдатчик груза и багажа, молодой специалист с пятилетним опытом. В офисе у нее всегда под рукой оранжевый жилет, который позволяет быть заметной в случае выхода на пути.

– Мне нравится, что в сферу моих обязанностей входит не только работа с документами, но и общение с клиентами как заочно – по телефону, так и напрямую, – отмечает она.

Дежурной по станции Сморгонь Татьяне Челпановой, голос которой звучит из репродукторов громкой связи, донельзя благодарны все опоздавшие, зазевавшиеся и задремавшие туристы и путешественники, оказавшиеся проездом или целенаправленно на вокзале.

– Она – наши глаза и уши, – представил сотрудницу руководитель.

В руках этой хрупкой женщины – пульт управления всеми поездами, проходящими по городской многоколейке. От ее профессионализма зависят точность маршрутов и безопасность маневрирования железнодорожного транспорта. У Татьяны Павловны нет проблем с концентрацией внимания, не тяготит и бремя высокой ответственности.

Руководитель познакомил нас с Лилией Лопато, старшим кассиром станции, лицо которой знакомо и жителям города, пользующимся для передвижения железнодорожным транспортом, и даже далеко за его пределами: на Доске почета Минского отделения – ее портрет.

– В сутки за билетами к нам обращаются около 300 человек на главной станции и примерно такое же количество на остановочном пункте Молодежный. К этим цифрам добавьте самообслуживание в терминалах – и получится около 700. В праздничные и будние дни пассажиропоток увеличивается еще примерно на треть, доходя до тысячи, – констатирует Лилия Лопато.

Проигнорировать «Молодежку», как называют местные остановочный пункт Молодежный, никак нельзя. Этот филиал основной станции появился ввиду повышенного спроса населения на поездки в ближайшие крупные города на работу и учебу. Отличная идея администрации – установка терминала, который существенно разгружает кассира и позволяет пассажирам получить билет вне очереди.

Марина Шутович уже три года после окончания профильного колледжа в Минске работает билетным (запасным) кассиром на остановочном пункте:

– Я, собственно, и пошла учиться на «хозяйку вагона» из-за того, что люблю общение с людьми. Начинала свою профессиональную деятельность проводницей, однако декрет внес коррективы. Для меня дети важнее карьерных амбиций.

Территория, на которой расположена станция Сморгонь, содержится в образцовом порядке – брусчатка буквально сияет чистотой. От зала ожидания веет домашним радушием: здесь можно скоротать время за чашечкой горячего напитка по вкусу, воспользовавшись кофейным автоматом, посмотреть телевизор, уютно устроившись на мягком сиденье.

На выходе к платформам на здании вокзала – флаг Белорусской железной дороги. Сочетание оранжевого, белого и голубого – такой же приятный для глаза микс и на шейных платках кассиров. Так вот кто настоящие «золотые рыбки» станции Сморгонь! Это они выполняют заветные желания пассажиров и грузоотправителей изо дня в день, начиная работу еще до крика петухов. Это они протягивают нам вместе с билетом из окошечка кассы хорошее настроение!

Руководителю станции удалось создать в коллективе такую атмосферу, что коллеги поддерживают общение и в личное время: благо профком содействует этому проведением различного рода мероприятий. Так, в рамках празднования Дня Независимости Республики Беларусь участвовали в велопробеге. Любители водных путешествий приобщились к сплаву на байдарках по реке Вилии.

Светлана ЯРОШЕВИЧ