ЗАСО «ТАСК»

ЖИЗНЬ ПОЗНАЕТСЯ В ПУТИ

31 августа, 2022

На XIX Республиканском конкурсе на соискание премии за достижения в области строительства «Лидеры в строительстве–2022» продолжается этап экспертизы. Члены экспертного совета и представители организаций выезжают на объекты, чтобы вместе оценить их значение, достоинства и инновационность.

Значение дорог колоссальное! Ведь это не просто плоскостное сооружение. Это действительно значимый объект инфраструктуры, который меняет не только облик значительной территории, но и жизнь страны и огромного количества людей. Дороги дают нам возможность безопасно и быстро передвигаться, а открывающаяся панорама задает сценарий восприятия пространства и формирования представления о государстве и регионе.

Республиканское унитарное предприятие по инженерным изысканиям, проектированию автомобильных дорог, аэродромов и искусственных сооружений на них «Белгипродор» – дебютант профессионального состязания. Тем не менее организация заявила о себе сразу в нескольких номинациях. На звание «Лучшего объекта дорожного строительства», в частности, претендует проект реконструкции автодороги Р-­53 Слобода – Новосады, км 1,85 – км 13, выполненный по заданию заказчика РУП «Минскавтодор­-Центр».

Находится объект в Смолевичском районе Минской области. Строительные работы проводились в 2020–2021 годах. Перед организацией была поставлена задача разработать проект скоростной, без­опасной, комфортной дороги между Минском и растущим городом­-спутником Смолевичами.

До реконструкции столицу и этот райцентр связывала двухполосная трасса. Жизненно важно было увеличить ее пропускную способность, а значит, и скорость движения транспортных средств, чтобы люди могли быстрее добираться до места назначения. При этом большое внимание уделялось созданию безопасных и комфортных условий движения.

Современная скоростная трасса, обновленная по параметрам I-­б категории, существенно повысила качество жизни и уровень транспортного обслуживания как жителей столицы, так и прилегающих к ней населенных пунктов. Сегодня это один из важнейших маршрутов, по которому осуществляются грузовые и пассажирские перевозки в направлении Смолевичей, Жодино, Борисова. Интенсивность движения здесь составляет около 17 тыс. автомобилей в сутки. В 20-­летней перспективе прогнозируется рост до 40 тысяч.

В поездку по усовершенствованной Р-­53 отправились руководители групп управления дорожного проектирования ГП «Белгипродор», которые непосредственно занимались проектированием двух участков трассы – Лилия Мисун и Олег Цепиков. В качестве эксперта к ним присоединился Антон Гарустович, председатель Ассоциации проектных и строительных организаций Беларуси при ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».

– Такие объекты проектируются приблизительно около полугода, – рассказал Олег Николаевич. – Выезжаем на местность, изучаем особенности. Потом к делу приступают изыскатели. Они делают съемку, цифровую модель территории, с которой и начинаем работать. Если возникают вопросы, мы опять едем на место для уточнения каких-­то моментов.

В данном процессе проектировщики тесно взаимодействуют с заказчиком, согласовывают с ним отдельные решения, которые могут иметь альтернативные варианты воплощения, подкрепляя свои предложения технико­-экономическим обоснованием.

Оказывается, самые сложные места для проектирования – это населенные пункты. Помимо того что там множество коммуникаций, нужно предусмотреть в том числе и другие моменты, связанные с проживанием людей: освещение, пешеходные дорожки, въезды во дворы и прочее. А если при этом меняется еще и профиль дороги, необходимо продумать, как организовать подходы и подъезды к этому поселению, сделать спуск или подъем к трассе.

Что касается реконструкции Р­-53, то особых трудностей здесь проектировщики не испытали. Это был обычный проект в череде аналогичных. Но вот только объектов, где бы не возникали сложности, не существует в принципе.

– И нет такого, чтобы все было по накатанной, – отметила Лилия Мисун. – Всегда появляются непредвиденные ситуации и вопросы, которые необходимо решать. Нужно сделать переустройство всех коммуникаций, высоковольтных линий, дополнительно выполнить работы по мелиорации. Спустя некоторое время начинаем заниматься следующим проектом, а там все еще хитрее! И то, что было сложным в предыдущем, уже не кажется таковым.

– Все объекты по­-своему интересны, – заверил Олег Цепиков. – Потому что они индивидуальны.

Пожалуй, самой главной особенностью прежней Р-­53 была ее чрезмерная извилистость. Это потребовало изменения параметров продольного и поперечного профилей. Иначе говоря, дорогу пришлось спрямлять, чтобы не было слишком резких подъемов и впадин. Сегодня максимальный продольный уклон здесь не превышает 40%.

При устройстве бетонного покрытия применялась прогрессивная технология сращивания слоев – 18­-сантиметрового нижнего и 6-сантиметрового верхнего, что позволило получить более качественный продукт. Верхний слой за счет использования в нем мелких фракций щебня обеспечивает существенное снижение уровня транспортного шума.

Технологии устройства цементобетонных покрытий сегодня переживают своеобразный ренессанс и применяются все чаще. Минимальный срок службы – 25 лет, в то время как асфальтобетона – 14, притом что верхний слой износа подлежит замене спустя 4–5 лет. Помимо этого, цементобетонное покрытие имеет большую прочность, высокую износо-­ и морозостойкость, что значительно минимизирует затраты при эксплуатации.

На обновленном участке полностью отсутствуют пересечения в одном уровне. Вместо них устрое­ны два транспортных тоннеля и три транспортные развязки, в том числе на Р­-59 Логойск – Смолевичи – Марьина Горка. Транспортные тоннели не столь распространены в Беларуси, как железобетонные путепроводы с развязками. Но по сравнению с путепроводом тоннель из сборных металлических гофрированных конструкций возводится гораздо быстрее. Это позволяет сократить время строительства.

На участке имеются 13 автобусных остановок с павильонами. Для безопасности пассажиров они вынесены за пределы земляного полотна основной дороги.

В районах, где трасса проходит вблизи от населенных пунктов, с целью снижения акустической нагрузки от автотранспорта установлены современные шумозащитные экраны из светопрозрачных панелей. Применение барьерного ограждения из оцинкованного металла на обочинах и разделительной полосе обеспечивает безопасные условия движения.

В пределах транспортных развязок, местных проездов и на автобусных остановках предусмотрено наружное освещение с использованием энергоэффективных светильников. Функционируют они в режимах вечернего и ночного освещения.

Внедрялись при разработке проектной документации и другие энергосберегающие решения, а также научно­-технические достижения. Например, для водоотвода с проезжей части применены трубы из полиэтилена, а в организации дорожного движения – современные технические средства. Большое внимание было уделено и снижению отрицательного воздействия на окружающую природу как в период строительства, так и при эксплуатации. Словом, Р­-53 реконструировали в соответствии со всеми европейскими требованиями.

Важный критерий успешности проекта – это ценность реализации его для большого количества людей, то, что он действительно был важен, нужен и достиг своей цели. Построена хорошая дорога, которая позволяет насладиться скоростью. Только положительные впечатления оставляют современная бетонка и быстровозводимые сборные тоннели. Современные шумозащитные экраны – не глухие заборы, как было раньше, они пропускают свет и солнечные лучи. Все это – забота о человеке.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДБ»