ЗАСО «ТАСК»

Железная правда судьбы

1 июля, 2024

– Вы думаете, мне сколько лет? – начинает разговор с корреспондентом «ТВ» Иван Семенович Долгов. – 99-й идет! А только эти два года до ста будут, пожалуй, потруднее, чем предыдущие 98.

Еще совсем недавно участник войны Иван Долгов не пропускал ни одного памятного мероприятия в Брестской крепости: прийти на опоенную кровью землю почитал за долг и 9 мая, и 22 июня, и 3 июля. Что поделать, в столь почтенном возрасте здоровье может подвести, надо поберечься. Когда-­то он поезда водил и локомотивным депо управлял. Но своей главной наградой считает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В комсомольской юности

Родом Иван Семенович из Пензенской области России.

– Жили небогато. Электричества не было, так что десятилетку заканчивали при керосинках, – вспоминает собеседник. – В классе учились шесть парней 1925 года рождения, в феврале 1943-­го всех призвали в Красную Армию. Двое не вернулись. Меня с другом по фамилии Горбачев направили под Брянск, выдали форму, а спустя пару дней вызвали к командиру части. Тот посмотрел на нас, зеленых еще бойцов, и говорит: вот таких, как вы, будем через неделю направлять на передовую. Но… вам повезло. Вышел приказ Верховного Главнокомандующего всех юношей, успешно окончивших среднюю школу, из фронтовых частей отозвать и направить на учебу в технические вузы, где есть военная кафедра.

Так и оказался парень в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта им. Дзержинского, успешно сдал вступительные экзамены на механический факультет. Раньше-­то из своего села не ездил никуда, а тут впервые в жизни очутился в большом городе. Сам институт незадолго до того вернули из эвакуации, в Москве действовал комендантский час, светомаскировка, порядок очень строгий. Общежитие передали под эвакогоспиталь, так что новичкам отвели аудиторию в районе «Сокол», где поселили 48 человек. Год там жили и учились. Питались по карточной системе. Стипендия у первокурсников была 210 рублей, а в гастрономе килограммовая булка хлеба стоила 150… Подрабатывали на молзаводе, чтобы выжить.

– Видел ли немцев? Тех, что провели по улицам Москвы 17 июля 1944 года. 57 тысяч, если не ошибаюсь, – уточняет Иван Семенович. – Наблюдал за этим шествием на углу улиц Горького и Лесной, недалеко от Белорусского вокзала. Что ж, хотели они по столице пройти – вот и прошли. А за ними ехали поливальные машины и мыли асфальт.

Иван Долгов до сих пор хранит номер газеты «Красная звезда» от 10 мая 1945 года, где на первой странице – фотопортреты Сталина, Черчилля, Трумэна

Институт Иван Долгов окончил в 1948 году, получил квалификацию «инженер-­механик паровозного хозяйства» и воинское звание лейтенанта. Распределение привело на Белорусскую железную дорогу, первое место работы – Жлобинское паровозное депо, помощник машиниста на трофейных немецких паровозах. Пришлось не только тысячи километров отъездить в помощниках, но и самому угольку в топку побросать. Допустим, из Жлобина в Могилев и обратно – тонн 20 антрацита надо перелопатить.

– Полгода спустя сдал экзамен на машиниста, несколько месяцев проработал. Затем выдвинули бригадиром на ремонт паровозов в Могилев. Зарплата, правда, у бригадира втрое ниже, чем у машиниста, – рассказывает собеседник. – Там мы крепко трудились, ночевали на рабочих местах, у станков, выполняли план. Заработал значок «Ударнику сталинского призыва», стал кандидатом на вступление в партию.

Трудовой путь приводил Ивана Долгова и в Щорс Черниговской области, и в Унечу под Брянском, и в закрытый Арзамас­-16 в Поволжье (ныне – Саров). Туда ехал уже со свежим партбилетом в кармане. А обратно – со специальным разрешением на открепление и трудоустройство в БССР.

Руководил локомотивным депо в Жлобине, приступил к обязанностям в 26 лет, в подчинении – 1900 человек, надо было искать подход к каждому. Поначалу боялся не справиться, но в обкоме партии придали уверенности.

А в 1960-­м освободилось место начальника локомотивного депо в Бресте. С тех пор Иван Долгов и этот город неразлучны. Создал семью, воспитал дочь и сына, внуков, а также много поколений брестской молодежи, которой уделял внимание по общественной линии, в рамках ветеранского движения Брестского отделения Белорусской железной дороги. Служил городу и как депутат горсовета, и как член обкома КПБ, и в качестве члена горсовета ветеранов. Над своим нынешним возрастом порой посмеивается:

– У меня 74 года партийного стажа, я самый старый коммунист в Бресте!

Оглядываясь на прошлое, Иван Семенович резюмирует:

– Жизнь прожита не зря. Хоть были, конечно, и ошибки, а у кого их нет.

Бутоньерка с яблоневым цветом соседствует на кителе с самой дорогой сердцу медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». А с балкона в уютной квартирке открывается вид на июньский Брест. С которым когда-­то породнился на всю жизнь.

Александр СЕДНЕВ, «ТВ»