ЗАСО «ТАСК»

ЗЕЛЕНАЯ ЗАЩИТА

8 июня, 2023

Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. К этой экологической дате непосредственное отношение имеет и Брестская дистанция защитных лесонасаждений, ведь забота о природе – одно из приоритетных направлений ее деятельности.

Коллектив дистанции защитных лесонасаждений Брестского отделения Белорусской железной дороги по итогам отраслевого соревнования 2022 года занял первое место. Свою производственную деятельность филиал осуществляет на территории 13 районов региона и двух городов – Бреста и Пинска. Протяженность участка – 714 км. В список основных задач входят создание, содержание, реконструкция придорожных насаждений, их охрана и защита, удаление и обрезка опасных деревьев и кустарников, озеленение территорий вокзалов и предприятий стальной магистрали.

– Наши насаждения выполняют не только эстетическую, но и защитные функции, – поясняет инженер филиала Игорь Спасенников. – Они защищают объекты инфраструктуры от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, назначение их может быть разным. К примеру, снегозадерживающие предназначены для аккумуляции снега внутри или около себя, не допускают заносов дорожного пути. Ветро-ослабляющие придорожные призваны ослаблять ветровую нагрузку на подвижной состав, а почвоукрепительные служат для устойчивости железнодорожного пути в полосе отвода. Для предупреждения выхода скота и крупных диких животных на путь мы создаем оградительные насаждения. В поймах рек и вдоль берегов водохранилищ расположены противо-абразионные растения. Их функция – защитить объекты инфраструктуры стальной магистрали от разрушения водой.

В некоторых местах совокупность древесно-­кустарниковой растительности выполняет шумозащитную роль, а иногда имеет сразу несколько функций. Есть насаждения, которые создаются исключительно с целью благо­устройства и декоративного оформления железнодорожных станций, линейно-­путевых зданий и других сооружений.

Однако мало все это высадить – нужно еще содержать, охранять и постоянно обследовать. В противном случае растения, призванные защищать, могут нанести большой вред, к примеру, в случае падения дерева на железнодорожные пути и линии электропередачи. Именно поэтому ежегодно с апреля по октябрь работниками организаций железнодорожного транспорта проводится осмотр придорожных насаждений.

– Мы удаляем деревья, которые находятся в аварийном состоянии, растения, ухудшающие видимость железнодорожных сигналов в зонах переездов, а также находящиеся в пределах полосы отвода, – рассказывает Игорь Геннадьевич. – Также ведем постоянную работу по выявлению очагов стволовых и опасных инфекционных вредителей, проводим мероприятия по их ликвидации и недопущению дальнейшего распространения. Трудились и на территории детского лагеря «Верба» – структурного подразделения филиала «Оздоровительный центр» Брестского отделения БелЖД. Нужно было обследовать все насаждения, чтобы ребята отдыхали в безопасности.

Обследования проводятся также с целью выявления мест произрастания растений, распространение и численность которых необходимо регулировать. Сюда относятся, к примеру, золотарник канадский, робиния лжеакация, амброзия полыннолистная, а также содержащие наркотические вещества конопля посевная, мак снотворный и другие. Инвазионные виды наносят серьезный ущерб аборигенным растениям, окружающей среде и биологическому разнообразию в целом.

К иным видам деятельности, выполняемым Брестской дистанцией защитных лесонасаждений, относится также содержание полосы отвода железной дороги: своевременный покос травы и древесно-­кустарниковой растительности, уборка отходов. Древесина и лесоматериалы, которые образуются при удалении и обрезке деревьев, распределяются по железнодорожным станциям и предприятиям, использующим их в качестве топлива.

За первый квартал текущего года рабочие дистанции заметно перевыполнили план: удалили более 2,5 тыс. опасных деревьев, обрезали свыше 500 произрастающих в полосе отвода растений, а также устранили инвазионные и ядовитые на площади почти 15 гектаров.

Подготовила Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТВ»