ЗАСО «ТАСК»

Завершающий проект: сегодня на магистрали М-3 Минск – Витебск полным ходом идут строительные работы

30 мая, 2024

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:

– Что важно: за три десятилетия мы почти в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в полтора раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 года составил почти 80 тыс. километров. Мы связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Трасса Минск – Полоцк – Витебск является завершающим проектом. Думаю, в ближайшие годы мы это сделаем, даже год. Все это – наш общий успех.

Из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания

Казалось бы, еще год назад поездка по трассе, соединяющей столицу с Витебском, вызывала у водителей вздохи разочарования: латка на латке, в выбоину угодить немудрено. Сегодня же здесь вовсю идет строительство. Его окончание запланировано на декабрь.

На участке км 41 – км 56 магистрали М-­3 Минск – Витебск работы начались в прошлогоднем июле. В районе Плещениц бетонку состыкуют с уже существующей. В одном месте делают основу для нового полотна, в другом – на нее укладывают первый слой бетона, в третьем – поверх технологический слой асфальта. Одновременно облагораживаются склоны вдоль шоссе. Техника на объекте – в непрерывном движении, между ней снуют рабочие и инженеры.

Полотно толщиной более метра выполняется по белорусской технологии. На основание из гравийно­-песчаной смеси укладывается 14 см «тощего» бетона, затем 3 см песчаного асфальтобетона, сверху еще 24 см «тяжелого» бетона.

Строители рассказали, что новую дорогу пару недель назад уже проверил на прочность… медведь. Шагнув на невысохший бетон, он оставил след.

Близятся к завершению работы на Р-­53 с км 13 по км 27,5 Смолевичи – Жодино. На готовых участках уже наносят разметку, оборудованы 15 новых павильонов для остановочных пунктов. Используемые технологии – идентичные с М­-3. Задействован бетоноукладочный комплекс Gomaco, который обслуживает дюжина специалистов. Ранее он работал на второй кольцевой вокруг Минска, при возведении новой взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск, помогал на объекте «Аэродром Левашово» в Санкт­Петербурге. За 10 лет с его помощью уложено порядка 850 тыс. куб. метров цементобетона.

Скорость укладки у Gomaco – в среднем метр-­полтора дорожного полотна в минуту. За сутки получается почти полкилометра. Главное, чтобы погода не подвела: сильный дождь мешает схватыванию материала. Смесь готовят неподалеку. Около трассы Р­-53 поставили мобильный бетонный завод производительностью до 240 куб. метров цементобетона в час. При максимальной нагрузке строители дорог выдавали на нем и до двух тысяч кубов за смену. Такого объема хватало на укладку более километра. Кстати, при необходимости завод можно разобрать, перевезти на новое место и собрать заново в течение двух недель.

В последнее время повышению качества автодорог уделяется особое внимание. Объемы финансирования и соответственно работ по их ремонту и реконструкции увеличены. В нынешнем году планируется отремонтировать свыше 5 тыс. км республиканской и местной сети. Для сравнения: в прошлом – более 3 тыс. км.

По оценке экспертов, средняя стоимость реконструкции километра трассы I категории с асфальтобетонным покрытием обходится в 9,93 млн руб, с цементобетонным – 10,39 млн. Капитальный ремонт участка дороги республиканского значения аналогичной протяженности – 2,14 млн, текущий – порядка 0,35 млн, местного значения – 0,27 млн.

Исходя из практики, специалисты уверяют, что независимо от климатических условий и интенсивности движения цементобетонное покрытие более долговечно, чем асфальтобетонное. Однако его устройство не всегда экономически целесообразно. В первую очередь оно применяется при возведении новых дорог и реконструкции существующих – расширении до четырех и более полос. То есть в тех случаях, когда есть возможность сброса движения транспорта на соседние полосы на время набора прочности дорожной одежды, а это – почти месяц. На двухполосных не имеет смысла, поскольку потребуется устройство временных объездов, что значительно увеличивает стоимость работ. В таких случаях предпочтение отдается асфальтобетону.

Тем не менее объемы строительства с цементобетонным покрытием в последние годы увеличиваются. Так, в соответствии с Государственной программой «Дороги Беларуси» в 2024­-м планируется реконструировать 63 км республиканских магистралей, из которых 30 км будут иметь такую «одежду».

Подготовил Алесь МАРКОВ

Фото Ольги ЕРМОЛЕНКО