ЗАСО «ТАСК»

ЗаМОСТили

14 сентября, 2024

«Пожилые» путепроводы и мосты Минска нуждаются в уходе и внимании, учитывая, что нынешний транспортный трафик на их плечах несоизмеримо превышает первоначально проектируемый несколько десятилетий назад.

По данным ГП «Горавтомост», у них на балансе находятся 109 мостов и путепроводов: 75 – в Минске, 34 – на кольцевой. Самые «возрастные» – мосты через Свислочь на проспекте Независимости, построенный в 1951 году, и на улице Первомайской (1956). Путепроводы на Плеханова через Партизанский проспект и с Московской на площадь Независимости сданы в эксплуатацию в 1960-м.

«Сухопутная переправа» с Чкалова на Московскую открыта в 1968-м.

В июле прошлого года путепровод длиной 270 метров был закрыт на капитальный ремонт. По этой причине автомобилистам, водителям общественного транспорта да и просто пассажирам довелось осваивать объездные пути, простаивая в пробках в час пик. Объекту со стоимостью работ на сумму 52 млн рублей наметили сроки – 16,5 месяца. Сдача сооружения в эксплуатацию планировалась на предстоящий ноябрь, однако уже с 22 мая транспорт начал здесь курсировать по двум полосам в каждом направлении. Порадовали строители пешеходов и велосипедистов: для них сделаны широкие тротуарные дорожки-боковушки.

Движение по путепроводу открыто, а вот по съезду на улицу Брест-Литовскую – нет. Дорогу в никуда напоминает полуразрушенный бетонный остов. Впереди – капремонт съезда с набором строительных, в основном железобетонных работ.

Путепровод по соседству – между Московской и проспектом Независимости –в этом году также ожидает капремонт. Предусматриваются демонтаж ряда опор возле железнодорожных путей и преобразование в длиннопролетное сооружение. Подготовительный этап планируется начать в текущем сентябре, займет он около трех месяцев. Затем строители приступят к стандартным демонтажным работам. Завершить обновление объекта намечено летом 2025-го. Увы, на время ремонта движение будет полностью закрыто, для транспорта предусмотрят объезды, сообщили в ГП «Гордорстрой».

Известный советский, белорусский архитектор Владимир Король в 1953 году писал: «Успешно ведется проектирование путепровода по проспекту им. Сталина (сейчас Независимости. – Прим. авт.) через железную дорогу. Это крупное инженерное сооружение длиною около 500 метров поднимается над железной дорогой настолько, чтобы пропустить железнодорожный транспорт.

Сохранится проезд по улице Бобруйской в виде большого широкого тоннеля, образуемого путепроводом. Архитектурно путепровод будет решен большими арками, облицованными гранитом, с рядом сходов, украшенных павильонами, обелисками и скульптурой». Борцы с архитектурными излишествами еще на стадии подготовки проектной документации «зарубили» павильоны и статуи, а путепровод был введен в эксплуатацию в 1960-м.

Кроме этого 64-летнего сооружения, модернизации подвергнутся мосты через реку Свислочь. Один – в Чижовке, на улице Голодеда, второй – на проспекте Независимости, «ветеран» набережных парка Горького и Янки Купалы.

Тем временем еще четыре минских путепровода находятся в состоянии структурной модернизации: проспект Жукова – улица К. Либкнехта; Долгобродская – Ванеева; Долгобродская – Козлова (над железной дорогой Москва – Минск), а также 300-метровый сложный объект на улице Ваупшасова – он также «перекинут» через стальную магистраль.

Большую эксплуатационно-транспортную нагрузку во время реконструкции путепровода улица Московская – проспект Независимости примет на себя ближайший «коллега» на проспекте Жукова – улице К. Либкнехта.

Железобетонные процессы здесь в самом разгаре, однако, несмотря на внешний деструктивный вид со строительной пылью, работой отбойных молотков, всевозможных механизмов, бетономешалок и другой техники, по Жукова уже ходит транспорт. Причем в обоих направлениях, потому что половина связующего транспортного объекта – в сторону проспекта Пушкина – функционирует. Здесь переделан лестничный сход для пешеходов. Рабочие активничают на второй половине: идет демонтаж балок, подпорных стенок и второго лестничного схода. Восстановить движение по обеим половинам путепровода, со слов строителей, планируют в ноябре. Процесс идет!

Тамара ХАМИЦЕВИЧ. Фото автора