ЗАСО «ТАСК»

Юрий Костюк: контроль за грузопотоками в рамках Союзного государства надо объединять

5 июля, 2024

На прошлой неделе состоялась рабочая встреча представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) во главе с заместителем ее руководителя Александром Проходцевым и Транспортной инспекции Минтранса Беларуси. Вначале наша делегация, которую возглавлял первый заместитель начальника ТИ Юрий Костюк, изучила подходы в работе российского контрольного ведомства в сфере транспортной деятельности на территории Смоленской области, а затем все переместились в Витебск.

Основными темами рассмотрения стали формирование общих подходов в реализации транспортного контроля международных перевозок грузов и пассажирского сообщения, обмен практическим опытом, анализ информационного взаимодействия автоматизированных систем АС МВ и АИС «Дазвол». Рассказывая о поездке в Смоленскую область, где белорусские специалисты ознакомились с проведением контрольных мероприятий на границе двух стран в районе населенного пункта Красная Горка на магистрали М-­1/Е 30, Юрий Костюк подчеркнул:

– Особый интерес вызвали использование российскими коллегами баз данных, профилактическая работа с перевозчиками, выполнение норм и требований законодательства. Конечно, все увиденное соотносили с тем, что осуществляется у нас, для возможного применения в своей деятельности.

Работа в Витебске началась на пересечении автомагистрали М­-8/Е 95 и дороги Р­-21, которая от Вороновского кольца до границы с РФ в Лиозненском районе является платной.

– Мы показали наши технические средства контроля за платными участками, – пояснил Юрий Константинович. – На М-­8/Е 95 как раз осуществлялся выборочный контроль большегрузных транспортных средств и было выявлено серьезное нарушение. Водитель самосвала вез в сторону областного центра гравий со значительным превышением нагрузки на ось без специального разрешения. Российские коллеги наглядно увидели, как работают передвижные весы и оформляются соответствующие документы о нарушении.

В ходе совещания в Витебске отдельное внимание было уделено обеспечению передачи сведений в рамках интеграции автоматизированной системы межведомственного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (АС МВ) и автоматизированной информационной системы Транспортной инспекции Минтранса Беларуси (АИС «Дазвол»). Отмечалась необходимость соблюдения сторонами установленного механизма информационного обмена, предоставления полного объема, состава и качества передаваемых сведений. Изучалась возможность обмена данными о собственниках и технических характеристиках их транспортных средств, а также взаимного признания задолженностей, образовавшихся по факту нарушений порядка проезда по платным дорогам и движения тяжеловесных и крупногабаритных ТС. Рассматривались общие подходы к контролю каботажных доставок грузов, обращено внимание на необходимость обмена сведениями о национальных международных перевозчиках, допущенных к данному виду деятельности.

– У нас имеется план по расширению взаимодействия, – отметил Юрий Костюк. – Сошлись на том, что в Союзном государстве должны быть одинаковые подходы к одним и тем же вопросам. Грузопотоки растут, следовательно, и контроль за ними надо объединять. И субъекты хозяйствования, и водители должны понимать: при пересечении границы Беларуси и России ответственность за допущенные нарушения на территории одного из государств не обнуляется. Поэтому мы сверяемся, где и как можно скорректировать законодательство, чтобы оно предъявляло одинаковые требования. Сегодня перешли к обмену информацией между двумя государствами. Нам это важно. Без проведения какого-­то контроля на территории Республики Беларусь, не отвлекая субъект хозяйствования от осуществляемой им деятельности, мы видим, что транспортное средство проверено на территории Российской Федерации. И, конечно, нам не составит труда сопоставить сведения о проверках на территории РФ с нашими базами данных. Получается, что «руками» российских коллег мы проводим контрольные мероприятия, делаем определенные выводы и работаем только с теми фактами, которые вызывают расхождение.

Сейчас идем дальше: обсуждается возможность информационного обмена, позволяющего видеть и анализировать сведения о транспортном средстве, которое заезжает в нашу страну, – продолжил представитель Транспортной инспекции Минтранса Беларуси. – Для чего это надо? Допустим, и в Беларуси, и в России есть система платных дорог. Эти данные автоматизированы. Если водитель не оплатил проезд в нашей стране, его должны привлечь к ответственности в РФ, и наоборот. Причем такие нарушения можно определить без остановки и проверки транспортного средства. Важны вопросы взаимного признания задолженностей, контроль за перемещением крупногабаритных и тяжеловесных ТС. У нас же границы как таковой нет. Если перевозчик зарегистрирован в Российской Федерации, систематически заезжает на территорию Республики Беларусь и наносит ущерб дорогам, выезжая обратно, он не может остаться безнаказанным.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТВ»