В конце июня город на Днепре официально стал вторым в Беларуси после Минска, у которого есть своя кольцевая автомобильная дорога. Ее протяженность – порядка 80 км. О том, каким был путь к собственной КАД, получившей название М-15, – в материале нашего собственного корреспондента.






Заказчиком объекта выступало РУП «Могилевавтодор», генеральной подрядной организацией на выполнение строительно-монтажных работ – ОАО «ДСТ № 3».

Анатолий Лопатин, генеральный директор РУП «Могилевавтодор»:
У дорожников Могилевщины уже был опыт строительства цементных дорог. Данную технологию сперва опробовали на возведении подходов к мосту через реку Сож на Р-140, а потом на участке трассы Р-122 Могилев – Чериков – Костюковичи. Дороги из бетона имеют большое преимущество: срок их службы более чем в два раза дольше, чем у транспортных артерий из асфальтобетона.
Начало кольцевой было положено более 40 лет назад – в 1980 году. Тогда сдали в эксплуатацию участок Любуж – Мирный протяженностью 15,3 км с транспортной развязкой в Любуже. Он был необходим, чтобы разгрузить большой трафик, проходящий через областной центр по Витебскому проспекту и Гомельскому шоссе, по автодороге союзного значения Ленинград – Одесса.
Второй участок Мосток – Любуж протяженностью 11,8 км появился спустя 7 лет. Он получил название «Северно-восточный обход Могилева». Сразу же после его ввода приступили к новому отрезку автодороги: в 1989 году участок Полыковичи – Присно соединил минское (М-4 Минск – Могилев) и шкловское (Р-76 Могилев – Шклов) направления с подъездом к областному центру со стороны завода «Трансмаш» по улице Крупской. Длина введенного отрезка составила 10 км.
Строительство кольцевой шло ударными темпами. В 1990 году возводится развязка на М-4 Минск – Могилев с автодорогой Р-123. В 1997-м завершается строительство северного участка Мосток – Полыковичи с мостом через реку Днепр (273,6 пог. метра) протяженностью 9,53 км. Затем один за другим вводятся еще два отрезка КАД, соединяющих бобруйское (Р-93 Могилев – Бобруйск) и минское (М-4 Минск – Могилев) направления: Присно – Тишовка в 2005-м (8,29 км) и Тишовка – Селец в 2006-м (9,98 км).
Потом наступил перерыв: участка, который замкнул бы кольцо вокруг областного центра, ждали долго и с нетерпением. О необходимости строительства юго-западного обхода говорили не один год: Могилев практически задыхался от большегрузов, ведь он всегда был крупным промышленным центром. В 2019-м городские власти ввели ограничения по въезду грузовых автомобилей общей массой более 3,5 тонны. С этого момента они должны были двигаться только по кольцевой и заезжать от нее к нужному предприятию по кратчайшей траектории. Однако из-за «недоокольцованности» маршруты, особенно это стало актуально для автотранспортных предприятий города, значительно увеличились.
Только в 2021 году появилась возможность начать строительство завершающего участка кольцевой автомобильной дороги общей протяженностью 11,541 км. Средства на реализацию этого инвестиционного проекта были выделены из республиканского бюджета и кредитных ресурсов Банка развития Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы. Грамотная организация и темп работ позволили закончить объект всего за два года.
К возведению юго-западного обхода Могилева приступили весной. Этому предшествовала большая подготовительная работа – от вырубки леса на части территории до выноса коммуникаций. С самого начала строительство велось линейным способом: дорожники трудились сразу на нескольких участках дороги, а мостовики приступили к возведению путепровода через железнодорожные пути, моста через реку Вильчанку, а спустя два месяца, в июле, и моста через реку Днепр, который является важным элементом обхода.
Летом 2022 года строительство вошло в активную фазу. Работы на путепроводе и малом мосту были близки к завершению, а более 11 км обхода начали «одевать в бетон».
Важным элементом обхода стал мост через реку Днепр длиной свыше 370 метров. На его возведении трудились сразу несколько мостостроительных управлений – многие работы выполнялись одновременно, а специалисты были заняты в две смены, чтобы успеть в срок.
В весенний период темпы строительства моста, в частности возведение пятой опоры, замедлились из-за сильного паводка. Но мостостроители смогли наверстать упущенное время, и 30 сентября берега реки Днепр соединил новый мост. Входные группы сооружения украсили металлические таблички с названием новой трассы – М-15. Движение по построенному участку юго-западного обхода Могилева для транзитного транспорта было открыто уже 1 декабря 2022-го. В нынешнем году дорожники продолжили работы по устройству барьерного ограждения, защитной сетки от диких животных и т.п.
Появление кольцевой автодороги вокруг Могилева решило множество задач, которые прежде создавали проблему для грузоперевозчиков и местных жителей. Городские улицы разгрузили от большегрузных машин, что благоприятно сказалось на экологии, улучшилась логистика резидентов свободной экономической зоны «Могилев» и местных предприятий. Об актуальности объекта свидетельствует и тот факт, что расчетная интенсивность движения на 20летнюю перспективу по юго-западному обходу составит от 5640 до 5720 автомобилей в сутки.
На строительство новой транспортной артерии потребовалось порядка 21,5 тыс. куб. метров тяжелого бетона и более 16 тыс. куб. метров тощего.
На всем протяжении юго-западного обхода установили 12,5 тыс. барьерного и свыше 19,2 тыс. метров защитного ограждений, а также 325 дорожных знаков.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»