ЗАСО «ТАСК»

Холодный пластик ярких линий

10 апреля, 2025

Дорожная разметка – уникальный язык, который в той или иной степени понимают все участники движения. Каждый из нас, находясь на проезжей части, подчиняется правилам, определяемым линиями белого или желтого цвета.

Информацией о материалах и технологиях, используемых для нанесения разметки, секретах светоотражающего эффекта и многом другом с обозревателем «ДБ» поделился Илья Моховиков, заместитель директора – главный инженер коммунального специализированного монтажно-эксплуатационного унитарного предприятия «СМЭП Мингорисполкома», обслуживающего дорожную сеть столицы и Минскую кольцевую.

Гарантийный срок службы эмали составляет не менее шести месяцев, и этот период она честно отрабатывает. Однако проигрывает термо- и холодному пластикам, которые являются оптимальным вариантом.

– Несмотря на более высокую стоимость, пластик позволяет сэкономить в долгосрочной перспективе, поскольку после нанесения мы минимум три года не задействуем на этих участках ни технику, ни людей. Кроме того, не создаем помех для водителей, – расставляет точки над «i» наш собеседник. – Но и отказываться от разметки эмалью не приходится в связи с большими объемами работ и сжатыми сроками подготовки улично-дорожной сети Минска в весенне-летний период, а также на участках с большим износом, где замена полотна осуществляется в краткосрочной перспективе.

В случаях, когда полностью меняется асфальт либо делается поверхностная обработка, СМЭП всегда наносит линии пластиком – на новом покрытии он прослужит не менее трех лет.

– При благоприятных погодных условиях мы выводим около 80% экипажей в вечернее и ночное время, днем их – не более семи. А по пятницам нанесением занимаемся максимум до 15 часов, чтобы не усугублять проблему с пробками, – уточняет Илья Моховиков.

Уровень автомобилизации и интенсивность движения в столице гораздо выше, чем в других городах. Логично, что такой трафик ощутимо сказывается на состоянии разметки. Продольная изнашивается медленнее, поскольку машины проезжают между линиями, а вот на пешеходных переходах и в местах остановки – быстрее.

Исходя из практики, ежегодно СМЭП Мингорисполкома наносит более 400 тыс. кв. метров разметки. Самыми «жаркими» в плане загрузки месяцами являются апрель – июнь. Проще процесс осуществлять на кольцевой, а в черте города, особенно на узких центральных улочках, нужна техника с большей маневренностью.

В любой материал, будь то эмаль или пластик, добавляются стеклошарики, повышающие прежде всего коэффициент светоотражения (имитируется эффект зеркала), а также уровень сцепления шин с дорогой (создается шероховатость). Днем такая разметка выглядит вполне обычно, а в темное время суток превращается в яркие линии. Толщина пластика составляет три миллиметра, и стеклошарики рассредоточены по всей его структуре.

– Специфика нанесения горячего пластика, температура которого достигает 200 градусов, подразумевает выход паров и риск ожогов, – поясняет заместитель директора вопросы безопасности проведения работ. – В основе нанесения холодным методом лежат химическая реакция и процесс затвердевания. Кроме того, задействуется меньшее количество техники. В проекты новых районов и объектов все чаще стали закладывать термо- и холодный пластики, что продлевает период службы линий. Один из показательных примеров – нанесенная в 2021-м разметка на площади Победы. На сегодняшний день там обновили всего две стрелки.

Все используемые СМЭП материалы экологически безопасны (имеют соответствующий паспорт) и проходят анализ в лаборатории. В их основе – акрил, как и у красок, используемых в быту. При этом появляются новинки, идет поиск более совершенных материалов.

– В сентябре прошлого года мы экспериментально попробовали двухкомпонентную краску на эпоксидной основе. Специально нанесли ее осенью на небольшом участке со слабой интенсивностью движения, чтобы посмотреть, как проявит себя зимой, когда ведутся противогололедная обработка, уборка снега, да и транспортный поток выше, нежели летом. Период ее высыхания в отличие от эмали – в три раза дольше. По поводу обещанной производителем повышенной износостойкости особых отличий от обычной эмали не заметили, а цена при этом – в три раза выше. Вряд ли мы ее будем использовать, – описывает не совсем удачный опыт поиска альтернативы Илья Моховиков. – Сейчас в качестве еще одного эксперимента совместно с Госавтоинспекцией планируем нанесение синей разметки в местах платной парковки.

В конце 1990-х в распоряжении предприятия были всего три разметочные машины, сейчас их – 29. Помимо того, имеются три единицы техники для демаркировки.

– Есть два способа снятия дорожной разметки: механическим срезанием фрезой и смыванием водой под высоким давлением. Планируется закупка машины, представляющей вторую технологию. Механически – это долго, пыльно, шумно, а водой – более быстрый, простой и деликатный вариант, – отмечает Илья Моховиков, а затем уточняет: – В дождливую, морозную или снежную погоду работы не производятся. Порой в наш адрес поступают предложения по изменению схемы разметки, но они перенаправляются в ГАИ ГУВД Мингорисполкома, в чьей компетенции находятся данные вопросы.

Илья Моховиков:

– Процесс дорожной разметки непрост. Учитываются и ширина проезжей части, и интенсивность движения, и многие другие факторы. Отрадно, что в последнее время участники движения стали относиться к возникающим неудобствам с большим пониманием.

Диана ХВАЛЬКО, «ДБ»