ЗАСО «ТАСК»

ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ЖИЗНИ

2 ноября, 2023

Канун юбилея гражданской авиации нашей страны – замечательный повод вспомнить тех, кто многое сделал для ее становления. Среди них – заслуженный пилот СССР Виктор Курило, внесший неоценимый вклад в развитие отечественной авиации позднего советского периода, бывший начальник Белорусского управления гражданской авиации, заместитель министра гражданской авиации СССР.

Виктор Михайлович не только много и четко рассказывает о своем прошлом. Живо, умно, с интересом говорит он и о перспективах развития гражданской авиации:

– 90-летие – это самое время решить, с чем будем встречать 100-летие гражданской авиации. Всегда надо думать о будущем. Нам нужны сверхсовременные лайнеры. Сегодня на эксплуатацию уже выходят российские Superjet 100 с дальностью полетов до 4 тыс. км на сто пассажиров и дальние магистральные МС-21 на 300 пассажиров. Следует обязательно создать в рамках Союзного государства программу поставки новой техники для Беларуси. А она требует обучения новых специалистов, для командира экипажа это – 7–9 лет. Учить надо в нашей Белорусской государственной академии авиации. Нужно разработать совместно с Россией программы развития гражданской авиации и полетов, увеличить их интенсивность в аэропорты Союзного государства…

Родился герой нашего повествования в Несвижском районе в 1938 году. После войны обучался в Сновской средней школе, давшей прочные азы знаний, в том числе по естественным дисциплинам. С детства его привлекало небо: над их домом, заходя для посадки на аэродроме в Барановичах, пролетали самолеты.

Закончив школу, работал токарем на МАЗе и учился летным азам в Минском аэроклубе, где на аэродроме ДОСААФ «Боровая» прыгал с парашютом и осуществил два своих первых полета. Спустя два года стал курсантом 93­го Ленинградского военно-­морского авиационного училища (позже – 16­-е военное училище летчиков). Однако на момент завершения обучения Виктор Курило в числе многих сразу был уволен в запас, согласно закону о сокращении Вооруженных Сил. Как демобилизованный из рядов Советской Армии он был принят в Туркменское управление гражданской авиации авиатехником, а через месяц стал пилотом Ан­-2. В этой должности служил два года, затем еще один – командиром самолета и три – командиром звена Ан-­2.

В 1966-­м после окончания Кировоградской высшей летной школы Виктора Михайловича перевели в Ашхабадский объединенный авиаотряд гражданской авиации вторым пилотом. Спустя два года он стал командиром Ил­-14. Из того периода вспоминает один эпизод. Был ночной перелет из Ашхабада в Ташкент, а это – около тысячи километров. Сработала аварийная сигнализация – загорелся правый двигатель. Поняв, что до пункта назначения не дотянуть, он как командир запросил аварийную полосу на военном аэродроме… За грамотные, своевременные действия ему объявлена благодарность.

Потом были Высшее авиационное училище в Ленинграде и Ульяновская высшая летная школа с соответствующим назначением вторым пилотом, а затем командиром Ил­-18, Ту­-154М. И вот Виктор Михайлович становится заместителем командира сначала эскадрильи, затем – летного отряда. В 1971­-м ему присвоен 1­й класс пилота гражданской авиации. Спустя год Курило назначают заместителем командира Ашхабадского отряда по летной работе, еще через два – командиром Ашхабадского авиаотряда – начальником аэропорта. Вскоре – очередное повышение до начальника Туркменского управления гражданской авиации. Ему было 38 лет. Как раз тогда случилось происшествие, которое помнится до сих пор.

1976­-й. Только завершилась первомайская демонстрация в Ашхабаде. В срочном порядке Виктору Михайловичу докладывают, что происходит угон самолета. Вооруженный пистолетом террорист удерживает в заложниках экипаж и сто пассажиров рейса Ашхабад – Москва, требуя следовать в Иран. Благодаря грамотным и профессиональным действиям Курило в пределах своих полномочий угон удалось предотвратить. За безупречно проведенную операцию он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Следует добавить, что в те годы наш герой учился по экономической специальности в Туркменском государственном университете. Вслед за получением диплома о его окончании Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Курило присвоено звание заслуженного пилота СССР.

За время работы на высоком государственном посту он по-­прежнему имел регулярную летную практику и пользовался большим авторитетом в авиации. Под началом Виктора Михайловича проведены реконструкция и модернизация всех пяти аэродромов Туркмении: Ашхабада, Туркменбаши (Красноводска), Туркменабата (Чарджуй), Мары и Дашогуза. Кроме того, регулярно осуществлялись их техническое оснащение и укрепление летного состава.

В 1980 году опытного авиатора назначили начальником главного управления – членом коллегии Министерства гражданской авиа­ции СССР и забрали в Москву. Однако проработал он лишь полтора года. В головное ведомство он еще вернется, а тогда возглавил Белорусское управление гражданской авиации. В Минске Курило приняли хорошо, правительство респуб­лики поддержало.

Столичный аэропорт по тем временам уже не подходил для эксплуатации тяжелых лайнеров да и располагался в городской черте. Надо было строить новый. Долго выбирали и подробно анализировали место вблизи столицы. К тому же требовалось решение жилищного вопроса семей специалистов, которым предстояло работать в главной воздушной гавани страны. В поселке с вполне летным названием Сокол по сей день проживают авиаторы и технический персонал.

Реконструкцию, модернизацию и техническое переоснащение аэропортов Виктор Михайлович уже проходил в Средней Азии. На баланс точно в срок были приняты самолеты Ту­-154, подготовлен штат летчиков. Кроме аэровокзала, отстроили полосу для эксплуатации тяжелых самолетов.

Минск-­2 – огромная и продолжительная стройка, но начальник Белорусского управления гражданской авиации также инициировал реконструкцию с расширением для эксплуатации тяжелых самолетов аэропортов Брест, Гродно, Гомель и Витебск. Сегодня на бумаге это – несколько абзацев, а в жизни – великие дела и события государственного масштаба. Потому что новые аэропорты и заработали по­-новому: были открыты союзные и международные рейсы.

За свою активную деятельность по совершенствованию и развитию отрасли Виктор Курило в 1983 году был награжден орденом Ленина.

В 1988­-м Москва снова призвала Виктора Михайловича на службу в Министерство гражданской авиации СССР, но уже в качестве заместителя руководителя. В этой должности он служил вплоть до развала Советского Союза и ликвидации ведомства. Потрясение от неожиданного изменения обстановки было столь велико, что как профессионал Курило не мог согласиться на предлагаемые ему места приложения сил и знаний. Лишь последние три года до наступления 2000­-х работал заместителем главы администрации Смоленской области, руководил представительством региона при правительстве России.

И еще некоторые факты из биографии. Его общий налет составляет более 15 тыс. часов. Виктор Курило подготовил порядка 250 командиров воздушных лайнеров, взрастил целый пласт отраслевых специалистов, занимался научной деятельностью. После Туркменского госуниверситета окончил Академию народного хозяйства СССР – того требовал карьерный уровень. В 1985-­м в Государственном НИИ гражданской авиации защитил кандидатскую диссертацию по теме «Совершенствование экономики гражданской авиации». Спустя пять лет получил ученое звание доцента. В 1991­-м степень доктора экономических наук ему присвоила Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР по результатам защиты работы «Совершенствование методов управления гражданской авиацией», а Комитет по народному образованию СССР – ученое звание профессора.

Преподавал Виктор Михайлович в Российской академии предпринимательства, являясь членом ученого совета. Потом был Рижский институт гражданской авиации, где также состоял в ученом совете и возглавлял аттестационную комиссию. А еще он – академик Академии транспорта и Академии энергоинформационных наук. Курило приглашали читать лекции в Ленинградское высшее авиационное училище, в Ашхабаде и Москве вел сложный курс аэродинамики. С 1992 года Виктор Михайлович стал членом­-корреспондентом Российской академии естественных наук по совокупности научных трудов и по сей день поддерживает связь с этим заведением, рецензируя научные работы.

Этот человек смог в себе гармонично соединить авиацию с ее полетами, науку и преподавательство, общественно­-политическую работу и депутатство и все отдать своему народу. Себе оставил лишь семью – впрочем, и здесь он был на высоте: вместе с супругой воспитали семерых детей, имеют девять внуков.

Оксана ГУЧЕК, «ТВ»