ЗАСО «ТАСК»

Вышли из тени

15 мая, 2025

О ситуации, которая складывается в сфере перевозок автомобилями-такси с введением реестра, проинформировали в Министерстве транспорта и коммуникаций. Основные посылы: рынок стал прозрачным, созданы равные условия ведения бизнеса для всех его участников.

По состоянию на 30 апреля в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении включены 142 диспетчера такси, 5300 перевозчиков, 33 120 водителей такси, 24 тыс. автомобилей-такси. Информация о сроках эксплуатации транспортных средств и времени работы водителей помогает перевозчикам в организации их деятельности, минимизирует количество возможных нарушений, влияющих на безопасность. Например, сегодня практически исключены случаи использования автомобиля-такси без разрешения на допуск к участию в дорожном движении, несоответствия водителя необходимым требованиям, отсутствия страховых свидетельств. Сведения из реестра позволяют диспетчерам в режиме онлайн удостовериться в соответствии предоставляемой услуги требованиям безопасности и не направлять заказы перевозчикам и водителям, нарушающим законодательство.

Количество переданных диспетчерами заказов значительно выросло по сравнению с аналогичным периодом 2023–2024 годов. Соответственно отмечается рост выручки перевозчиков и, как следствие, поступлений в бюджет.

– В целом ценовая ситуация на рынке автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении сохраняется стабильной. Кроме того, анализ обращений граждан и юрлиц свидетельствует об отсутствии проблемных вопросов, связанных с нехваткой автомобилей-такси и их водителей, а устойчивая положительная динамика наполнения реестра опровергает доводы компании «Яндекс» о массовом уходе с рынка водителей автомобилей-такси, – подчеркнули в Минтрансе.

Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий в интервью телеканалу «Первый информационный» ответил на ряд вопросов относительно сферы перевозок автомобилями-такси:

– От пассажиров поступает достаточно большое количество замечаний, в том числе в контролирующие органы, в которых они жалуются на смену таксистами способа оплаты во время поездки. Допустим, клиент заказал машину, планируя рассчитаться банковской картой, а во время поездки таксист неожиданно сменил способ оплаты на наличные. Бывает, и наоборот: таким образом поступают пассажиры. В некоторых случаях, если автомобиль-такси не оборудован кассовым аппаратом, совмещенным с таксометром, либо программной кассой, таксист не может выдать чек, а только предоставить его в электронном виде. В результате возникают конфликтные ситуации.

Во время общественного обсуждения, с 26 апреля по 5 мая, проекта правительственного постановления, которым планируется внести корректировки в Правила автомобильных перевозок пассажиров, мнения по данному вопросу разделились примерно поровну. Одни выступали за возможность менять способ оплаты во время поездки, другие высказались против. По этой причине норма будет дальше дорабатываться.

Поступали также обращения от пассажиров, которым автомобильный перевозчик отказывал в возможности забронировать билет. Речь идет о так называемых «черных списках» маршрутчиков. Фактически перевозка в автобусе, в том числе в маршрутке, представляет собой публичный договор. Перевозчик не вправе отказать в ней пассажиру, поэтому внесение в «черные списки» незаконно. Чтобы избежать таких ситуаций, мы предлагаем исключить возможность отказа пассажиру в перевозке.

Помимо нюансов для таксистов, измененные правила автоперевозок учитывают и другие новшества. Так, все транспортные средства должны будут оснащаться видеофиксаторами при выполнении перевозок пассажиров внутри республики, а места для сидения в автобусах – оборудоваться ремнями безопасности (двух- либо трехточечными). Кроме того, проектом постановления предусматриваются корректировки требований к водителям по наличию стажа и отсутствию привлечения к ответственности.