ЗАСО «ТАСК»

Выше неба: Белорусская государственная академия авиации отмечает золотой юбилей

5 октября, 2024

История БГАА началась полвека назад с открытия Минского авиационного технического училища гражданской авиации (МАТУГА), переименованного в 2001-м в Минский государственный высший авиационный колледж (МГВАК). С 1 апреля 2015 года МГВАК приобрел статус Белорусской государственной академии авиации.

Уникальность БГАА – в том, что здесь осуществляется подготовка специалистов на всех уровнях получения образования: среднем специальном – с присвоением рабочих профессий; общем высшем (бакалавриат) и углубленном высшем (магистратура); научно ориентированном (аспирантура). Академия сегодня – это два факультета, 11 кафедр, 12 специальностей и 11 профилизаций, более 1300 курсантов и свыше 14 тыс. выпускников.

Это единственное в стране учреждение образования, где осуществляются подготовка специалистов для гражданской и государственной (военной) авиации, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала. Накануне торжественной даты ректор Артем Шегидевич рассказал о нынешнем положении дел и перспективах развития БГАА.

– Каковы результаты вступительной кампании – 2024?

– Она в очередной раз подтвердила, что востребованность наших специальностей среди молодежи, в том числе рабочих профессий, достаточно велика. Уже несколько лет подряд число первокурсников в БГАА увеличивается. 2024-й не стал исключением.

Конкурс, как правило, из года в год растет и составляет два и более человек на место. Среднего балла 8,5 уже может быть и недостаточно, чтобы поступить в академию авиации. Есть специальности, которые пользуются у абитуриентов особой популярностью и где проходной балл еще выше. Например, «Беспилотные авиационные комплексы» или такое важное направление, как подготовка летного состава.

Практически ежегодно мы анонсируем появление новых специальностей и профилизаций. В этом году авиационными организациями наиболее востребована профилизация «Обеспечение безопасности на воздушном транспорте» в рамках специальности «Организация воздушного движения». Конкурс был достаточно высоким.

– Как продвигается подготовка пилотов на базе академии?

– Открытие специальностей летной подготовки обсуждалось в нашей стране с 2003 года. А первый набор мы осуществили только в 2021-м. Кропотливая коллективная работа велась Департаментом по авиации Минтранса, академией авиации, Минским аэроклубом ДОСААФ. Нам просто посчастливилось перерезать эту ленточку. Я убежден, что первый самостоятельный полет белорусских курсантов – очень важное событие для страны, демонстрирующее становление авиационной школы.

Практическая подготовка пилотов началась с прошлого года. Она осуществляется в соответствии с международными стандартами. Только причастные к авиации люди знают, как сложно молодому человеку в первый раз самостоятельно поднять в воздух самолет и совершить посадку. И чего это стоит инструктору.

Подчеркну также, что подготовка пилота сегодня стоит десятки тысяч долларов. Не каждой стране такое под силу. Но мы понимаем, что это будущее авиации и национальная безопасность. Нашим ребятам повезло, что они могут реализовать свою мечту о полетах на Родине.

Инженеров-пилотов мы готовим в соответствии с госзаказом. Все они будут трудоустроены в авиационных организациях республики. Мне очень хочется, чтобы наши выпускники приносили пользу здесь, в Беларуси, чтобы государство, затрачивая такие усилия на подготовку, получало от них максимальную отдачу.

– На военном факультете появились курсанты-девушки…

– Пока их – всего 20 (по 10 – на первом и втором курсах). С разрешения военного начальства мы добавили к их форме в качестве небольшого украшения васильковый элемент. Безусловно, появление девушек на военном факультете потребовало от учреждения образования внесения определенных изменений. Прежде всего, уставная жизнь требует проживания в общежитии мужского типа. Курсанткам выделили определенные комнаты.

Вмеcте с тем мы убедились, что такая практика имеет положительные моменты. Девушки нацелены на получение качественного образования и показывают прекрасные результаты по итогам сессии. Их появление в коллективе подстегивает ребят. Смело можем утверждать, что благодаря курсанткам общий уровень знаний на факультете возрос.

Можно также привести в пример специальность «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации», на которую каждый год поступают две девушки. Сначала у нас возникали определенные сомнения. Но курсантки стараются. Поэтому я не вижу никаких проблем в том, чтобы расширять практику приема представительниц слабого пола на мужские, как мы всегда считали, специальности, разумеется, на конкурсной основе.

– По каким направлениям БГАА сотрудничает с Российской Федерацией?

– В рамках союзных программ есть положение об унификации образовательных стандартов. Три российских вуза, которые входят в подчинение Росавиации (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации), имеют с нами соглашение о признании и ратификации образовательных программ. Что означает: специалисты, подготовленные в Минске, Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске, должны иметь одинаковый набор компетенций и быть востребованными как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Это первое. Второе – сотрудничество. Буквально в августе в академии были на стажировке преподаватели и студенты Казанского авиационного института. Точно так же наши преподаватели и курсанты повышали свои компетенции в Казани и Москве.

С авиастроительными предприятиями РФ проводим совместные исследования, выполняем научные работы – это постоянная практика в рамках Союзного государства.

Забегая вперед, скажу, что на мероприятия по случаю 50-летия академии мы пригласили и своих коллег из Москвы, Питера, Ульяновска, Казани. Впереди – международная конференция, которая без гостей из России состояться не может.

Среди наших партнеров – Волжский университет водного транспорта. Представители его сами вышли на нас. Казалось бы, авиация и водный транспорт – что общего? Но мы полезны и интересны друг другу. Начали очень активно сотрудничать в сфере использования беспилотников на водном транспорте. Такая кооперация показывает, что в области образования и науки могут взаимодействовать даже несоединимые стихии.

– БГАА планирует начать подготовку авиаконструкторов. Когда это может произойти?

– Совсем недавно проговаривали с руководством Минтранса, что создание авиаконструкторской школы – это новые компетенции и перспективные направления развития техники в Беларуси. Мы должны быть готовы к этому с точки зрения как материально-технической базы, так и человеческого ресурса. Сейчас над этим плотно работаем. Уже открыли лабораторию авиа-

двигателестроения. Располагаем образцами зарубежной техники, в том числе китайского производства. Изучаем материалы, которые могут быть использованы при производстве отдельных деталей авиадвигателей. Закупаем оборудование для их тестирования.

Взаимодействуем с партнерами из Российской Федерации – авиационными университетами из Москвы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, где уже есть наработки в данном направлении. Провели большой круглый стол с руководством Росавиации, представителями российских заводов и вузов. Все готовы к сотрудничеству. Убежден, что у нас получится и в Беларуси появится авиаконструкторская школа. Амбициозная задача, которую мы ставим перед собой, – это 2025 год.

– Насколько активно развивается в академии авиации экспорт образовательных услуг?

– Образование должно быть экспортно ориентированным. Такую общую тенденцию мы наблюдаем сегодня в мировом масштабе: около 10–15% от числа обучающихся представляют собой иностранный контингент. Мы стремимся поддерживать данный тренд.

Граждане из других государств учатся в БГАА на всех специальностях. Наши традиционные рынки – это, безусловно, все страны СНГ, азиатское направление – Китай, Шри-Ланка, Гвинея, Индия, а также Венесуэла. Есть опыт подготовки специалистов для Израиля, в том числе на углубленной ступени получения образования – магистратуре.

География экспорта образовательных услуг постоянно расширяется. Интерес к обучению в БГАА сегодня проявляют в Монголии, Иордании, Египте, странах Персидского залива. Очень плотно работаем с Африканским континентом. Взаимодействуем с нашими посольствами, участвуем в выставках. Контракты вот-вот будут подписаны.

Некоторые иностранные граждане находят Белорусскую академию авиации в интернете и подают индивидуальные заявки на обучение. Мы оформляем документы, они приезжают, проживают на территории нашего учреждения образования и получают диплом о высшем либо среднем специальном образовании.

Экспортная составляющая для нас – не просто получение дополнительного дохода. А еще и престиж отечественной школы подготовки авиационного персонала. Мы ставим перед собой задачу, чтобы белорусская школа заняла достойное место не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Звучит, наверное, слишком амбициозно. Однако, я уверен, реализуемо.

– Дальнейшие планы по совершенствованию авиационного образования и развитию материально-технической базы академии.

– Авиационное образование настолько уникально, что каждый год в нашу жизнь приходят какие-то новшества. Поэтому материально-техническую базу совершенствуем ежедневно. В наш учебный процесс плотно вошли макеты, реальные экспонаты, различного рода стенды. Есть образовательные технологии на базе виртуальной и дополненной реальности, интерактивные доски, планшеты, много другого оборудования.

Постоянно совершенствуем имеющееся программное обеспечение. Если говорить про диспетчерский тренажер, то расширяем информацию о сети аэропортов, на примерах которых курсанты учатся управлению воздушным движением. Таким образом, стараемся работать в интересах заказчиков.

На первый взгляд, достаточно простое оборудование – диспетчерский класс. Однако имеющиеся в нем алгоритмы полностью соответствуют действиям по управлению воздушным движением страны. В летных тренажерах заложено более 30 тыс. вариантов поломок. То есть сконцентрирован весь мировой опыт.

Министерство транспорта и коммуникаций, Департамент по авиации нас понимают, поддерживают и дают возможность развиваться по всем направлениям.

Что важно отметить: никакой девайс не заменит знаний, которыми должен обладать курсант. Если он не знает математики, физики, сопромата, теоретической механики, гаджет в руки брать бесполезно. Поэтому, совершенствуя материально-техническую базу, мы пытаемся сделать так, чтобы молодые люди впитывали в стенах академии прочные знания и в последующей практической деятельности не допускали ошибок. Их цена в авиации может быть слишком велика.

Артем Шегидевич, ректор:

– Недавно в академии прошла встреча с представителями самого первого выпуска. К нам приехали люди, которые спустя много лет по-прежнему горят авиацией и живут своей профессией. Для меня было очень трогательно подержать в руках диплом под номером 0001. Это дорогого стоит. Первые выпускники хорошо помнят, как выглядело Минское авиационное техническое училище гражданской авиации полвека назад. Они говорили, что теперь на территории учреждения образования ничего не узнать. Замечательно, когда идет процесс и происходят изменения.