ЗАСО «ТАСК»

Второе дыхание гравийкам

11 сентября, 2024

В Горках на Могилевщине по-новому взглянули на ресайклинг. В ДРСУ № 127 КУП «Могилевоблдорстрой» при применении этой технологии дорогостоящую технику заменили обычной фрезой.

Технологию укрепления старого покрытия с добавлением цемента опробовали на участке Шеды – Осиповичи – Сальники протяженностью 4,133 км. Работы здесь завершили в начале августа. Результаты радуют. Главный инженер ДРСУ № 127 Андрей Макеев рассказывает, как именно обновили гравийную дорогу:

– Сначала имеющийся дорожный профиль подготавливается – выравнивается автогрейдером и поливается водой. В распределитель загружаются с помощью крана мешки с цементом. При ремонте ежедневно мы использовали по 16 тонн этого материала, который доставляли с завода в Кричеве. Он вносится на дорогу и аккуратно распределяется ровным слоем. Затем дорожной фрезой непосредственно на покрытии цемент перемешивается с песчано-­гравийной смесью, после чего все разравнивается грейдером и уплотняется катком. Ежедневно в течение недели обновленная дорога поливается водой, чтобы не пересыхала, и через 28 дней транспортная артерия полностью готова к эксплуатации.

Укрепление участка гравийки по технологии ресайклинга обошлось в разы дешевле. Окончательные расчеты будут произведены чуть позже. При этом качество полотна стало на порядок выше. В частности, по гравийной дороге допустимо передвигаться со скоростью 60 км/ч, по такой – 80.

Это не может не радовать и простых автолюбителей, и водителей большегрузов местных сельхозорганизаций.

На необходимость ремонта участка Шеды – Осиповичи – Сальники обратил внимание председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко. Во время рабочей поездки по району минувшей осенью руководитель региона видел, с каким трудом грузовики доставляли в распутицу с полей КСУП «Овсянка имени И.И. Мельника» сахарную свеклу, рискуя увязнуть в глубоких колеях. В межсезонье подобные дороги – неукрепленные гравийки без водоотвода – разбиваются и большегрузам приходится тяжко, не говоря уже про легковые машины. Понятно, что укладывать асфальт или бетон экономически невыгодно, однако нужно было решить проблему. Выход в подобной ситуации КУП «Могилевоблдорстрой» нашло в применении технологии ресайклинга. На предприятии приобрели специальный агрегат – распределитель вяжущих материалов, а Горецкое ДРСУ № 127 стало первопроходцем по внедрению с использованием своего звена техники.

– С каждым годом местные дороги в районе становятся лучше, – подчеркивает Андрей Макеев. – Если в 2023­-м за сезон асфальтобетон мы уложили на 6 км, обновили 2 км участков в гравийном исполнении, то ныне объемы таковы: в асфальтобетонном – 10 км, гравийном – 6 км, а гравийно-­цементном – 4 км. Технологию ресайклинга мы продолжим использовать и в дальнейшем при текущем ремонте.

К слову, если она себя оправдает, ее реализуют по всей стране. Опыт горецких дорожников уже приезжали изучать коллеги с Гомельщины. Направление перспективное: только в Могилевской области – свыше 3 тыс. км гравийных дорог, большую часть которых экономически нецелесообразно укладывать асфальтом или бетоном из-­за небольшого потока автотранспорта. Именно поэтому ресайклинг для них лучшее решение, с его помощью можно улучшить качество покрытия и при этом существенно снизить затраты.

Сама технология ресайклинга для Могилевщины отнюдь не новинка. В 2021-м таким образом РУП «Могилевавтодор» обновило Р-140, которая на тот момент была единственной транспортной артерией республиканского значения в Могилевской области, а большая ее часть представляла собой гравийку. Суть технологии заключается в смешении существующего покрытия с битумной эмульсией, цементом и последующем распределении полученного состава с помощью специальной техники. Затем поверх монолитной плиты укладывается асфальтобетон, что позволяет без замены нижележащих слоев обеспечить надежность и прочность дорожной одежды.

При применении данного метода работы выполняются целым комплексом машин, соединенных жесткой сцепкой. Как мы уже писали ранее, в качестве движущей силы всего «состава» выступает ресайклер. Он измельчает старое покрытие с помощью фрезеровочного барабана со специальными резцами. Во главе же – автобитумовоз, за ним идет установка по приготовлению цементной суспензии. Процесс выглядит следующим образом: ресайклер срезает старое основание и перемешивает его. Крошка попадает в смесительную камеру, где соединяется с битумной эмульсией и цементной суспензией. Полученная масса и есть материал для нового основания – ее укладывают в отфрезерованную полосу и уплотняют катком.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ДБ»