ЗАСО «ТАСК»

Время больших возможностей: интервью с министром транспорта и коммуникаций – о перспективах развития отрасли

26 июля, 2024

Накануне празднования 85-летия ведомства министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович ответил на вопросы газеты «Транспортный вестник». Что сегодня является главным, чем живет отрасль, какие задачи решает – эти темы проходили красной нитью.

– Алексей Алексеевич, за последние несколько лет на фоне меняющейся геополитической ситуации в мире транспортникам пришлось значительно переформатировать свою деятельность. Насколько гибкими мы оказались в реализации новой стратегии? К примеру, какие успехи достигнуты в освоении новых международных транспортных коридоров и над чем продолжается работа сегодня?

– Отработанная в предыдущие годы логистика доставки белорусских экспортных грузов претерпела существенные изменения. Нынешнее положение дел в отрасли характеризуется трансформацией устоявшихся логистических цепочек и перераспределением транспортных потоков преимущественно на восток и юг. Данное обстоятельство изменило расстояние доставки груза до портовых мощностей с 600–700 км, как было раньше, до 1000 и более.

Правительством Беларуси поставлена задача выработать оптимальные варианты вывоза экспорта. Для ее реализации нами ведется целенаправленная работа по ряду направлений. Прежде всего, создана необходимая нормативно-­правовая база, обеспечивающая перевозку внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через портовую инфраструктуру Российской Федерации.

Следующим направлением является развитие совместно с российскими коллегами участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования IX Общеевропейского транспортного коридора. Так, в августе 2023 года для увеличения его пропускной способности железнодорожными администрациями наших стран подписано соглашение по модернизации участков в сторону портов северо-­запада России. Завершение работ запланировано на 2026-­й. Это обстоятельство необходимо учитывать при выстраивании логистики в данном направлении. Важным результатом нашей работы стало продление российской стороной преференций на железнодорожные перевозки на нынешний год.

Основные потоки белорусских экспортных грузов переориентированы на маршруты с задействованием транспортно-­логистической инфраструктуры дружественных стран. Благодаря сотрудничеству с железными дорогами России, Китая, Казахстана, Ирана, Азербайджана, Туркменистана сформирован новый транспортно-логистический каркас перевозок белорусского экспорта в рамках маршрутов Восток – Запад и Север – Юг. В 2024 году отечественные грузы экспортируются по железной дороге в более чем 90 стран мира. По сравнению с 2023-­м добавились Сенегал, Перу, Мали, Уругвай, Эфиопия, Гвинея-­Бисау, Бенин, Тунис, Алжир и другие.

В апреле этого года наша страна присоединилась к МТК «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан». Продолжается выстраивание логистики с задействованием инфраструктуры МТК «Север – Юг». Создаются необходимые условия для наращивания объемов экспортных поставок продукции отечественных предприятий контейнерами на рынок Китая.

Конечно, основной объем груза вывозится железнодорожным транспортом. Вместе с тем с иностранными государствами постоянно ведутся переговоры по отмене разрешительной системы на международные автомобильные перевозки грузов. В частности, с Россией подписано соглашение о постепенном переходе на безразрешительную систему с 2024 по 2030 год. Сегодня белорусские перевозчики имеют возможность доставлять грузы по территории 13 стран: это – Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Монголия.

– Невзирая на санкции, развивается воздушное сообщение с дружественными странами, расширяется перечень регулярных рейсов в города России. Держим курс на восток?

– Несмотря на изменившуюся геополитическую ситуацию в мире: прекращение полетов западных авиакомпаний в Беларусь, а отечественных перевозчиков – в Европу, в авиационной отрасли приняты своевременные меры по переориентации полетов по новым маршрутам и увеличению количества рейсов по действующим направлениям.

На сегодняшний день авиакомпания «Белавиа» летает из Минска, областных аэропортов Гомель и Брест в 22 аэропорта 10 государств. В частности, в Россию (города Москва, Санкт-­Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург, Калининград, Махачкала, Мурманск), Казахстан (Астана), Грузию (Тбилиси, Батуми, Кутаиси), Азербайджан (Баку), Армению (Ереван), Узбекистан (Ташкент), Туркменистан (Туркменбаши), Турцию (Стамбул), ОАЭ (Шарджа, Дубай), Индию (Дели).

Кстати, открытие регулярного воздушного сообщения с Индией стало одним из знаковых событий прошлого года. Впервые за историю суверенной Беларуси Минск и Дели связал прямой авиарейс.

В Национальный аэропорт выполняют регулярные полеты 9 иностранных перевозчиков: российские
«Аэрофлот», «Победа», «Северсталь», «Икар», «Азимут» и «Ред Вингс», узбекская Uzbekistan Airways, китайская Air China, а также Объединенных Арабских Эмиратов flydubai.

Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то сегодня, прежде всего, речь идет об открытии новых направлений из российских регионов. Не прекращается работа по привлечению авиакомпаний из государств – участников евразийской интеграции и СНГ.

Помимо этого, с учетом интереса белорусов к экзотическим направлениям авиационная маркетинговая политика направлена на развитие маршрутной сети со странами Персидского залива, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

– Какие положительные тенденции отмечаются в развитии пассажирских перевозок железнодорожным транспортом? Какие направления пользуются наибольшим спросом как внутри страны, так и вне ее?

– В пределах республики активное развитие получили перевозки поездами межрегиональных и региональных линий бизнес-­класса. Логистика построения маршрутной сети позволяет нашим гражданам комфортно и с минимальными временными затратами добираться из областных и районных центров в столицу и обратно. Наиболее востребованы направления из Минска в Брест, Гомель, Оршу и Витебск.

В сообщении с Российской Федерацией в настоящее время курсируют 26 пар поездов на основных пассажирообразующих маршрутах с Москвой, Санкт-­Петербургом, Адлером, Анапой, Минеральными Водами, Псковом, Мурманском, Архангельском, Калининградом, Челябинском, Самарой и Нижним Новгородом.

В международном сообщении по-­прежнему популярными являются перевозки с Москвой и Санкт­-Петербургом (удельный вес – более 90%). За первое полугодие пассажирооборот по этим маршрутам составил 1,1 млн, что на 14% больше аналогичного периода прошлого года.

Очень важным событием для граждан Беларуси и России стало возобновление в июне нынешнего года приграничных пригородных железнодорожных перевозок.

– Россия является стратегическим партнером Беларуси во всех сферах деятельности. Как развивается транспортное сотрудничество между странами на фоне динамичных интеграционных процессов? Что на сегодняшний день сделано в рамках Союзных программ?

– В ходе реализации Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка на 2021–2023 годы транспортными ведомствами Беларуси и России подписаны межправительственные соглашения о судоходстве по внутренним водным путям, международных автомобильных перевозках, взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов, взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности, а также соглашения о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания, между учебными заведениями гражданской авиации о признании программ подготовки авиационных специалистов.

Достигнуты договоренности о выполнении полетов по схеме «треугольник» и установлении частоты полетов на линии Москва – Минск – Москва на уровне до 63 рейсов в неделю. Унифицированы требования к организации грузовых железнодорожных перевозок.

Поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач осуществляется достижение целей Союзного государства. Первый этап – с 2021 по 2023 год – нами реализован. Итоги проведенной работы закреплены главами транспортных ведомств Беларуси и России в Москве.

В настоящее время сотрудничество между нашими странами в сфере транспорта развивается в ходе второго этапа – Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы, ориентированных на создание объединенной транспортной системы.

Тесное взаимодействие в рамках интеграции характеризуется положительной динамикой запуска новых воздушных направлений между аэропортами Беларуси и России и стабильно растущим пассажиропотоком. Регулярные рейсы выполняют «Белавиа» и шесть российских авиакомпаний по 18 направлениям. Об их востребованности красноречиво говорят цифры: за пять месяцев 2024 года только между Минском и городами РФ перевезено на 27% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого.

– Одной из важных функций социально ориентированного государства является удовлетворение потребности граждан в перевозках, в том числе создание благоприятных условий для повышения мобильности населения. Каких успехов транспортная отрасль достигла в этом направлении?

– В сфере перевозок транспортом общего пользования осуществляются мероприятия государственной программы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы, направленные на создание сбалансированного перевозочного процесса и привлекательных условий для пассажиров.

Кроме того, в 2024­-м Минтрансом совместно с исполкомами реализуется Комплекс мер по повышению эффективности организации внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Главными целями являются снижение себестоимости, повышение качества услуг и стимулирование добросовестной конкуренции среди перевозчиков. В числе мер документ предусматривает проработку вопроса создания единой государственной платформы по безналичной продаже проездных билетов.

На сегодняшний день во всех областях и районах республики выполняются все шесть нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области транспорта, установленных правительством. В 2024 году планируется пополнить парк транспортных организаций на порядка 600 автобусов, 90 троллейбусов, 22 трамвая и 39 электробусов.

Важную социальную роль в жизни страны играет железнодорожный транспорт. Основную долю в общем объеме перевозок пассажиров этим видом транспорта составляют перевозки в пределах республики. Из них наиболее востребованные – поездами городских линий и региональных линий экономкласса, то есть те, которые осуществляются в социально ориентированном сегменте транспортного обеспечения населения. Внедрение цифровых сервисов по продаже проездных документов и дальнейшая работа по обновлению подвижного состава позволяют сделать железнодорожный транспорт еще более доступным и комфортным для граждан.

Реализуемые в Беларуси меры положительно сказываются на повышении мобильности населения. На протяжении последних четырех лет наблюдается рост объемов перевезенных пассажиров, пассажирооборот всеми видами транспорта вырос на 30%. В 2024 году ожидается увеличение этого показателя на 10%.

– За последние годы белорусские дороги стали еще более современными, комфортными и безопасными. Какие факторы повлияли на такой качественный рывок?

– Со стороны государства уделяется огромное внимание повышению качества автомобильных дорог. Наблюдается значительное увеличение объемов финансирования и соответственно восстановительных работ. Так, в 2023 году дорог республиканского и местного значения было отремонтировано свыше 3 тыс. км, то есть в полтора раза больше, чем в предыдущем. В 2024­-м планируется отремонтировать уже более 5 тыс. км.

Все основные технологии дорожного строительства, которые используются в мире, апробированы в нашей стране. Цементобетон применяется преимущественно при возведении новых дорог. В числе основных его преимуществ – исключено образование колеи от пластических деформаций или износа, в то время как колейность является одним из наиболее распространенных дефектов дорог с асфальтобетонным покрытием. Важно также, что на бетонных дорогах нет необходимости введения сезонных ограничений движения грузовых автомобилей.

Плотность сети автодорог общего пользования в Беларуси – одна из самых высоких среди стран СНГ. Поэтому в ближайшей перспективе концепция развития дорожной отрасли направлена на уменьшение объемов нового строительства с увеличением объемов ремонтных работ для сохранения и улучшения существующей сети автомобильных дорог.

Последняя пятилетка стала для транспортного комплекса Беларуси временем не только серьезных испытаний, но и достижений. Сегодня реализуются важные проекты в сфере железнодорожного, авиационного транспорта и дорожного хозяйства, активно внедряются современные технологии. Значимым результатом белорусско-российской интеграции в рамках Союзного государства является формирование общего рынка транспортных услуг, который ощущают миллионы наших граждан.

По случаю важного в истории Министерства транспорта и коммуникаций события – 85­-летия со дня образования – позвольте выразить искреннюю признательность всем, кто связал свою жизнь с транспортом. Благодаря профессионализму, чувству долга и высокой ответственности наших трудовых коллективов транспортная отрасль уверенно сохраняет статус одного из ключевых инструментов укрепления экономического потенциала государства.