Юбилей времени не выбирает. Так сложилось, что свое 30-летие Ассоциация «БАМАП» встречает в непростой период: белорусские международные автомобильные перевозчики противостоят беспрецедентному по своему характеру санкционному давлению. В этой обстановке общее собрание членов ассоциации было по-деловому строгим. Одной из его задач стала демонстрация силы профессионального единства, сплоченности перевозчиков и органов госуправления перед лицом общих проблем и готовности партнеров сообща искать и находить эффективные решения. И, конечно, собрание явилось площадкой, на которой могут выслушать всех, кто готов говорить по существу. Здесь звучали вопросы и предложения: так участники делового форума старались внести свой вклад в работу по преодолению сложившейся ситуации.
Приглашены были для участия в общем собрании представители органов госуправления и бизнес-союзов, совместно с которыми Ассоциация «БАМАП» вот уже три десятка лет взаимодействует с целью создания в стране благоприятных условий для развития международных автоперевозок.
Участниками стали заместитель министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Андрей Большаков, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский, начальник Транспортной инспекции Виталий Киреев, а также представители министерств экономики и иностранных дел, местных органов власти, республиканских бизнес-союзов и предпринимательских объединений.
Отдельно следует отметить тот факт, что в зале присутствовало немало ветеранов автотранспортной отрасли. В том числе и тех, кто в 1992-м поставил свои подписи под учредительным договором о создании Ассоциации «БАМАП», определив на годы вперед ход развития в стране международных автоперевозок.
Более 70% членов ассоциации стали участниками общего собрания, что позволило признать его правомочным, а решения – имеющими силу.
Одним из главных вопросов в повестке был отчет правления Ассоциации «БАМАП» о проделанной работе за период с 19 мая 2021 года по 26 мая 2022 года. Его представил председатель ассоциации Николай Боровой. В выступлении нашлось место и анализу результатов деятельности, и оценке складывающейся ситуации, и краткому экскурсу в историю отечественных перевозок…
Как сообщил Николай Иванович, в сфере международных автоперевозок занято более 32 тыс. человек, из них около 22 тыс. – водители. На начало текущего года в автопарке насчитывалось свыше 20 тыс. автомобилей. И это притом что 30 лет назад в Беларуси в международных перевозках их было задействовано немногим более одной тысячи. Такой результат стал возможен благодаря постоянным инвестициям перевозчиков в обновление подвижного состава, строительство производственных объектов, реализацию проектов в сфере логистики, экспедиции, технического ремонта и обслуживания. Суммарный объем инвестиций за 30 лет, направленных как на развитие производственных объектов, так и на приобретение транспортных средств, составил около 2,5 млрд евро.
За три десятилетия кардинально изменились, многократно выросли важные показатели работы. Так, экспорт услуг грузового автомобильного транспорта за этот период увеличился более чем в 60 раз, составив по итогам прошлого года 1,7 млрд долларов США против 26 млн в 1993м. Доля услуг грузового автотранспорта в 2021 году достигла 39% в экспорте транспортных услуг и 17% – в экспорте услуг страны в целом.
Ассоциацией «БАМАП», как отметил ее председатель, за время своей работы было принято порядка 300 нормативных правовых актов, регулирующих деятельность международного автотранспорта. Столь активное формирование и преобразование профессионального правового поля стало возможно благодаря системе работы по реализации предложений и инициатив международных автоперевозчиков, которую ассоциация выстроила при поддержке и во взаимодействии с органами госуправления – Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным таможенным комитетом и другими. Только в период прошлого и текущего годов принято 17 нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны транспортной деятельности.
Первую волну влияния санкционных ограничений международные автоперевозчики ощутили в марте текущего года. Пятым пакетом санкций ЕС ввел запрет на деятельность российских и белорусских перевозчиков в пределах Евросоюза, включая транзит. Ограничения сказались на трансграничном сообщении, количество поездок, выполненных белорусскими перевозчиками в марте – апреле, уменьшилось.
Помимо потерь транспортной работы, предприятия столкнулись с проблемой прекращения поставок подвижного состава, запасных частей для обеспечения его ремонта и эксплуатации. Приостановили свою деятельность региональные производства автомобильной техники, возникли проблемы технического обслуживания транспортных средств.
Ограничения на банковские операции привели к серьезным затруднениям в осуществлении взаимных расчетов с иностранными контрагентами, росту дебиторской задолженности, недостатку оборотных средств и отсутствию финансовой возможности рассчитаться по лизинговым платежам и кредитам.
Принятые с 16 апреля в отношении европейских автоперевозчиков ответные ограничения по перевозке грузов до/из специально установленных мест для осуществления перегрузки или перецепки позволили частично сохранить для белорусских перевозчиков возможность участвовать в международных автоперевозках грузов, следующих в/из Евросоюза в направлении Беларуси, России и других стран. Тем не менее данное решение не позволяет в полном объеме компенсировать потери, и значительная часть отечественного автотранспорта простаивает.
Выработанные Ассоциацией «БАМАП» и международными автоперевозчиками предложения по снижению негативного влияния санкций частично реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», Комплексном плане по поддержке экономики, утвержденном премьерминистром Республики Беларусь 7 апреля, а также в ряде нормативных правовых актов, принятых за последнее время органами госуправления. Так, в Комплексный план по поддержке экономики вошли ключевые предложения по мерам, реализация которых способна увеличить объемы перевозок в направлении стран Средней Азии, Закавказья, Китая, а также частично компенсировать потери от сокращения объемов перевозок грузов автотранспортом.
Реализованы, тем не менее, не все предложения. К числу вопросов, имеющих сегодня повышенную актуальность, относится применение белорусскими автоперевозчиками НДС в размере ноль (0) процентов за оказанные ими транспортные услуги по перевозке грузов в рамках Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» (далее – Постановление № 247). Проблема заключается в том, что белорусский автоперевозчик выполняет только часть маршрута международной перевозки груза, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь без пересечения ее границы. По данной теме получена поддержка со стороны Министерства транспорта и коммуникаций и Министерства по налогам и сборам. Оба регулятора при участии ассоциации принимают меры для положительного решения вопроса.
С целью получения дополнительного количества разрешений в 2022 году ассоциацией во взаимодействии с Минтрансом проведена работа, и в Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Турцию направлены соответствующие запросы. 18 мая состоялись переговоры с китайской стороной, достигнута договоренность об обмене разрешениями в июне текущего года. В Минтранс Турции направлено предложение о проведении заседания смешанной комиссии для обсуждения возможности выделения дополнительной квоты разрешений.
Вектор, по которому перенаправляется транспортная деятельность, выбран неслучайно. По информации правительства, экспорт из Беларуси в страны Евросоюза и Северной Америки изза санкций сократится на 16–18 млрд долларов США, в связи с чем Беларусь активизирует свою внешнеторговую деятельность в государства Азии, Африки, АзиатскоТихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Америки. А направления и объемы выполняемых международных автоперевозок грузов в значительной мере зависят как раз от направлений внешней торговли и товарных потоков. Кроме того, именно многие азиатские страны, как прогнозирует ЕБРР, будут наращивать свой ВВП в 2022 году.
Вместе с тем, как подчеркнул Николай Боровой, варианты перенаправления транспорта и логистики в южном и восточном направлениях имеют слабые места: дефицит разрешений для работы, а также низкая пропускная способность автомобильных погранпереходов. Потому перевозчикам, которые начинают осваивать новые для себя направления, следует учитывать присущие им преимущества и недостатки.
Председатель Ассоциации «БАМАП» обратил также внимание на то, что, пока ограничения в отношении перевозок железнодорожным транспортом со стороны Евросоюза отсутствуют, целесообразно более активно развивать мультимодальные доставки. Потенциал видится в налаживании схем, при которых грузы западноевропейских государств и товары в/из Республики Беларусь и стран ЕАЭС перегружаются на белорусских железнодорожных терминалах, куда доставляются автотранспортом. Необходимо, считает Николай Боровой, шире использовать возможности мультимодальных перевозок при следовании грузов из Китая и увеличивать объем товаров, перевозимых в контейнерах. В части контейнеризации он высказал мнение о необходимости разработки комплексной программы, которая бы задействовала одновременно предприятия – производители продукции, а также транспорт – и железнодорожный, и автомобильный.
Завершая выступление, Николай Боровой призвал международных перевозчиков сохранять свои компании и трудовые коллективы, искать возможности, которые позволили бы преодолеть возникшие трудности с наименьшими потерями:
– Думаю, мы переживем тот вызов, который сегодня возник перед нами. Потому что сила и мощь, которые у нас есть, помогут перебороть все трудности.
Ряд предложений по оптимизации условий работы в сложившейся ситуации внесли перевозчики, выступившие на собрании.
Например, генеральный директор группы компаний «Белэкс» Василий Коваленко и директор СЗАО «БелФрост» Дмитрий Чурлович указали на важность совершенствования механизма грузовых операций и перецепок, действующего сейчас в специально установленных местах. Так, Дмитрий Чурлович считает необходимым реализовать возможность осуществления перецепок вне зон таможенного контроля, что должно ускорить и сами перецепки, и в целом перевозки, в рамках которых они осуществляются.
Кроме того, директор СЗАО «БелФрост» предложил перераспределить транспортные потоки. По его словам, зона ожидания «Брузги» недозагружена, и это можно исправить путем подчинения ее АПП «Берестовица». Тогда в нее смогут попадать в том числе транспортные средства, въезжающие в страну через этот погранпереход.
Еще, по мнению Дмитрия Чурловича, следует распространить действие запрета на транспортировку грузов европейскими перевозчиками, введенного Постановлением № 247, на лекарственные средства, медицинские изделия, запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий. Подходы к сертификации, применяемые в таких перевозках, распространяются в основном на полуприцепы, и это не мешает ввести соответствующие ограничения для перевозчиков Евросоюза. Такое решение даст возможность участвовать в перевозках (доставлять грузы конечному получателю) белорусским транспортным компаниям.
Наконец, перевозчик предложил разрешить въезд транспортных средств, зарегистрированных в Евросоюзе, на приграничные белорусские СТО, что позволит загрузить станции работой, объемы которой снизились в условиях санкций.
Александр Бондаренко, директор частного предприятия «Белатекавто», поблагодарил Ассоциацию «БАМАП» за возможность участия в международных выставках, в частности в «ТрансРоссии2022», и попросил продолжить в будущем практику организации поездок перевозчиков на экспофорумы. Отдельные слова благодарности были высказаны ассоциации за помощь в эвакуации водителей с территории Украины, после того как там начались военные действия.
Еще одно предложение Александра Бондаренко заключалось в пересмотре системы допуска автоперевозчиков на рынок международных автомобильных грузоперевозок и введении системы, при которой автотранспортные компании допускались бы к выполнению международных перевозок при условии их членства в БАМАП (такая система функционирует в ряде стран, в том числе европейских) и наличия соответствующей оценки со стороны ассоциации об экономической состоятельности транспортных компаний и их способности выполнять работу на должном уровне.
Стоит сказать, что в поддержку предложения о совершенствовании допуска на рынок транспортных (и экспедиторских) организаций в дальнейшем выступил и председатель Ассоциации «БАМЭ» Николай Горбель.
Валентин Герасцин, директор СООО «Брествнештранс», рассказал участникам общего собрания о реализованном на предприятии проекте, в рамках которого запущен контейнерный поезд по маршруту Брест – Малашевичи – Брест. Его использование в ряде случаев может стать альтернативой перегрузкам и перецепкам, которые выполняются сейчас на границе. В дальнейшем компания намерена отправлять контейнерные поезда и в более удаленные точки Европы.
В ходе общего собрания от его участников поступили и другие предложения.
И все же торжественный момент на общем собрании членов Ассоциации «БАМАП» был: представители ассоциации и международные перевозчики получили множество наград.
Так, заместитель председателя Государственного таможенного комитета Андрей Большаков вручил юбилейные медали «30 год мытным органам Рэспублікі Беларусь» председателю Ассоциации «БАМАП» Николаю Боровому и бывшему заместителю генерального директора ассоциации Александру Солощеву.
Нагрудным знаком отличия «Ганаровы транспартнік» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь отмечен Петр Андриевич, директор СП «Курс» ООО – вручил награду перевозчику заместитель министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина.
Высшей награды ассоциации – нагрудного знака «Ганаровы работнiк БАМАП» – удостоены:
• Владимир Гуринович, координатор группы компаний ООО «Джентиспедишн», ООО «Райзинг», ООО «Автопромснабспедишн», ООО «Примвэй»;
• Всеволод Архипов, участник «ТрансконсалтБрест»;
• Александр Тищенко, директор ЧТТУП «Тищенко»;
• Дмитрий Морозов, директор ТЧУП «Мегасила»;
• Евгений Яцукевич, директор представительства Ассоциации «БАМАП» в Гродно.
По традиции на итоговом мероприятии Ассоциации «БАМАП» состоялось оглашение результатов конкурса «Лучший международный автомобильный перевозчик». Призы были вручены руководителям предприятийпобедителей:
• Денису Иванову, директору ООО «ФрахтБай» (в группе от 1 до 10 единиц автотранспортных средств);
• Валентину Герасцину, директору СОOO «Брествнештранс» (в группе от 11 до 50 единиц автотранспортных средств);
• Василию Смоляру, коммерческому директору ООО «ИНТЕРТРАНСАВТО» (в группе свыше 50 единиц автотранспортных средств).
Специальных дипломов Ассоциации «БАМАП» за внедрение инноваций, реализацию инвестпроектов и развитие транспортной инфраструктуры удостоены представители УП «ЯНСТРОНГ» (директор Дмитрий Воронцов), СООО «М&М Милитцер & Мюнх» (директор Виктор Блажукевич) и ООО «Примвэй» (заместитель генерального директора по финансовым вопросам Светлана Росенко).
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО