ЗАСО «ТАСК»

ВОТ, НОВЫЙ ПОВОРОТ…

17 июля, 2025

Гомельщина лидирует по инновациям в автомобильном движении и безопасности на дорогах, внедряя новые проекты. Это стало возможным благодаря совместным усилиям РУП «Гомельавтодор» и Госавтоинспекции УВД облисполкома.

Снимок носит иллюстративный характер

Денис Ясько, генеральный директор  РУП «Гомельавтодор»:

– Мы всегда работаем в тесном сотрудничестве с руководством областной ГАИ и хотим сделать наши дороги не только лучше, но и безопаснее для водителей и пешеходов. Только за последний год воплощены в жизнь несколько уникальных для страны инновационных проектов.

Так, прошлой осенью на Р-31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины при въезде в область со стороны Бобруйска выполнена специальная разметка: поперечные линии красного цвета из пластика холодного нанесения. При съезде на этот участок в салоне автомобиля создается шумовой эффект, напоминающий мелодию песни «Белоруссия» в исполнении группы «Песняры». Идейным вдохновителем проекта стал ведущий инженер по безопасности движения РУП «Гомельавтодор» Александр Куцепалов:

– Узнал, что первая «музыкальная» автомобильная дорога появилась в конце 1990-х годов в Дании. Изучил технологию, и вместе с Госавтоинспекцией воплотили все задумки. По первым отзывам, получилось хорошо.

Вслед за этим инновационным проектом в текущем году с подачи РУП «Гомельавтодор» и ГАИ появились еще две новинки для обеспечения безопасности на республиканских дорогах региона.

– На км 8 трассы Р-39 Рогачев – Жлобин установили светодиодные LED-маячки. Они интегрированы прямо в покрытие вдоль осевой и краевой линий разметки. Каждый оснащен солнечной панелью. Днем маячок накапливает энергию от солнца, а ночью ярко светится, делая разметку заметной даже в полной темноте, а также во время тумана или дождя. Данные светильники функционируют автономно, а синхронизируются через GPS-модули, – поясняет принцип действия новинки Александр Михайлович.

Их работе можно придать определенный режим. К примеру, при эффекте «следования» свет плавно перемещается вдоль полосы, показывая направление движения. Это особенно актуально на крутых поворотах при отсутствии освещения. Еще огоньки могут одновременно мигать, привлекая внимание водителя к важному участку.

– Светильники установлены силами специалистов ДЭУ № 47 РУП «Гомельавтодор» заподлицо с покрытием (высота – всего 5–6 мм), поэтому они не мешают движению и уборке снега. Расстояние между ними  – около 4–5 метров. Огоньки создают четкую светящуюся полосу длиной порядка 200 метров. При наезде на маячок краевой линии возникает отчетливый шумовой эффект. Это дополнительный сигнал водителю, что автомобиль съезжает с дороги и нужно вернуться в полосу, – уточняет ведущий инженер по безопасности движения РУП «Гомельавтодор».

Преимущества такой разметки заключаются в максимальной видимости ночью и в непогоду, снижении риска съезда с дороги и лобовых столкновений, а также в экологичности (маячки работают только от солнечной энергии).

Помимо этого, на км 162 автодороги Р-31 в Мозырском районе благодаря усилиям работников ДЭУ № 43 появилась экспериментальная люминесцентная разметка, которая светится в темноте. Участок был выбран из-за сложных отрезков с ограниченной видимостью – здесь нововведение поможет повысить безопасность для водителей и пешеходов. Днем разметка «заряжается» от солнца или света фар, а в темное время суток, при дожде или в тумане излучает мягкое зеленоватое свечение, делая проезжую часть видимой.

Пока это первый подобный эксперимент в Беларуси. И необходимо время, чтобы протестировать его и получить результаты. Если они окажутся положительными, то высока вероятность, что автолюбители смогут увидеть подобные ноу-хау и на других дорогах страны.

Чуть ранее на одном из участков магистрали М-10 установили специально запрограммированные камеры и датчики движения. Если животное выходит на проезжую часть, то за 250 метров по обе стороны дороги на табло загорается соответствующая информация, что особенно важно в ночное время.

Сергей БОРОВИК, «ДБ»