ЗАСО «ТАСК»

Вода не знает тупиков

28 августа, 2024

Без малого 40 лет отдал речному флоту Иван Жданович. Он помнит те времена, когда рабочая зона порта Брест, главным инженером которого ныне является, простиралась на добрых полтора километра вдоль русла Мухавца в центре города. Тогда пространство было функцией экономики. Тысячетонные баржи с железной и марганцевой рудой прибывали из Кривого Рога для перегрузки в товарные вагоны для последующей отправки в братскую ГДР. Первая такая пришла 6 июня 1950 года. И этот день считается рождением речного порта Брест. Он неоднократно награждался почетными дипломами, переходящими красными знаменами…

Иван Жданович (крайний справа) с командой теплохода «Гродно»

Иван с семьей после окончания Ленинградского электротехнического института связи жил на так называемой брандвахте, то есть в общежитии над водой. На троих им дали две каюты, а спать некогда: река живет своей жизнью – днем и ночью мимо то и дело ходили буксиры с баржами.

– Это время можно назвать расцветом речного флота Беларуси, – уверен Иван Евгеньевич. – Ежегодно к нам прибывали по два новых буксира. Плюс баржи.

Сейчас собеседнику – 65. Почти две трети из них – в речном флоте. Начинал связистом, а эта профессия во все времена считалась привилегированной. У речников были своя станция на три цифры, радиостанции, чтобы связаться с любым объектом по Припяти, Днепру, Березине. Иван Жданович эту связь и обеспечивал.

Подули ветры перестройки, от «непрофильных» активов стали избавляться, в том числе и от спецсвязи. Что ж, профессиональный рост вывел в главные инженеры – с 2017 года.

– Но ведь инженер – это не только про голову, но и про руки?

– А я им покоя не даю, – усмехается Иван Евгеньевич. – Раньше ремонтировал телевизоры, магнитолы. Теперь делаю внукам радиоуправляемые игрушки, луноходы и прочее. Когда удается мертвую, казалось бы, материю заставить двигаться, подчиняться твоей воле – это сродни волшебству.

И продолжает:

– Нас самих могли послать, к примеру, в Мозырь. Что-­то наладить, помочь запустить, разделить успех. Командировка на несколько дней, а сколько гордости!

Речной порт Брест живет и действует. Город строится, требует песка, гравия, щебня. Гранит везут из Микашевичей, песок намывают в Бульково Жабинковского района. Новые микрорайоны – подай песка! Реконструкция моста – подвози! Иван Жданович не скрывает оптимизма: вода не знает тупиков, она выведет к людям, к прибыльной работе, к личному удовлетворению.

– Вообще, весь Брест построен на песке, который намыли местные речники, – с гордостью заявляет собеседник.

И правда, город на песке – меткое наблюдение. Но это и символ созидательной энергии, жажды жизни, тех усилий, которые пошли на благо главной артерии областного центра. У Бреста на жизнь – большие планы. А первый помощник в этом деле – речной флот.

Александр СЕДНЕВ, «ТВ»