Новый вид ремонта – капитально-восстановительный –щебнеочистительной машины РМ-80 освоили в прошлом году в ЭРУП «Центр механизации путевых работ Белорусской железной дороги» (г. Пинск). Это уникальное и единственное в своем роде предприятие, где обновляется и эксплуатируется путевая техника стальной магистрали.

В беседе руководитель центра Сергей Онищук пояснил, что машина РМ-80 применяется для очистки от загрязнителей балласта железнодорожного пути при проведении ремонтных работ, восстановления упругости щебеночного слоя и его дренирующих свойств. Все эти операции гарантируют безопасность движения поездов:
– Наша основная задача – вернуть былую работоспособность технике, находящейся в эксплуатации около 30 лет. В процессе капитально-восстановительного ремонта машину разобрали до самого каркаса. Не подлежащие ремонту детали и узлы заменили новыми. Те, что можно было вернуть к жизни, в частности, транспортеры, элементы пневмосистемы, приводили в порядок.
Многое здесь изготовили самостоятельно. К примеру, виброгрохот, с помощью которого очищается загрязненный щебеночный балласт. Своими силами впервые произвели и полную замену электрических цепей.
– Старую проводку демонтировали, собрали новую, сделали для нее жгуты, – вводит в курс мастер энергомеханического участка Виталий Борисевич. – Процесс требует тщательности, аккуратности и внимания к мелочам, ведь только жгутов – 176 наименований. Если каждый проводочек соединить друг с другом в один получится более 7 тыс. метров. Это, образно говоря, кровеносная система машины, от состояния которой зависят исправность и работоспособность техники.
В трудоемком деле были задействованы два слесаря-электрика и машинист-инструктор. Впрочем, в капитальном восстановлении РМ-80 приняли участие более 10 специалистов центра, а также экипаж во главе с начальником комплекса путевых машин Виталием Яковлюком.
Машинист Александр Микулич в процессе эксплуатации поддерживал свою «эрэмку» (так ласково ее называют путейцы) в рабочем состоянии. Капитально-восстановительное обновление, признается, позволило узнать ее еще лучше:
– Самым сложным была замена гидравлической системы и гидравлических рукавов (их более 300). Но общими усилиями справились. Вообще, коллектив у нас сплоченный, слаженный, всегда выручаем друг друга.
Руководство ходом ремонта и принятие технических решений проблемных вопросов были за заместителем начальника ЦМПР Александром Беляковичем и главным инженером Николаем Бахуром.
В Пинске проходит оздоровление и другая путевая техника Белорусской железной дороги, применяемая при строительстве, ремонте и текущем содержании магистрали. В том числе находящаяся на балансе самого центра. Это 25 путевых машин и состав для вывоза засорителя МФС-240. В цехах предприятия перед путейской страдой, которая продлится до первого снега, приводятся в рабочий лад укладочный кран УК 25/9-18, выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000, самоходная моторная платформа МПД-2 РУП «Ремпуть». В процессе задействовано порядка 40 человек.
Сергей Онищук, начальник Центра механизации путевых работ:
– Мы располагаем необходимым парком станочного и испытательного оборудования для ремонта путевых машин, изготовления различных устройств, требуемых в путевых работах. В частности, инструментом, универсальным съемным оборудованием, установками размагничивания рельс, устройствами для их шлифовки, запасными частями для щебнеочистительных машин РМ-76 и 80. В минувшем году передали всем дистанциям пути созданные нашими ремонтниками устройства нагрева рельс, которые позволяют обеспечивать качественную наплавку дефектных мест.


Машинист щебнеочистительной машины РМ-76 Виктор Гулечко готовит вверенную ему технику к очередному сезону. С ней он неразлучен вот уже 30 лет, знает все достоинства и капризы, чувствует «настроение» по работе тех или иных узлов. Машина ему и напарница, и подруга, и кормилица, поэтому относится к ней бережно.

Виктор Федорович – один из старожилов ЦМПР и в числе первых, кто осваивал современную путевую технику. Прежде чем окончить курсы машинистов путевых машин в Могилеве, техник-электромеханик по образованию, он шесть лет был слесарем-электриком по ремонту электрооборудования:
– 30 лет назад, когда предприятие получило статус эксплуатационного, сменил цех на кабину щебнеочистительной машины. Тогда приобрели много разных типов австрийской техники, считающейся в путевом хозяйстве одной из лучших. Мы первыми осваивали новую технологию очистки щебня. Помню свой первый восстановительный ремонт на перегоне Погорельцы – Барановичи. С тех пор их было сотни на разных участках по всей Беларуси.
В цеху начиналась трудовая биография еще одного местного старожила – машиниста-инструктора Сергея Дембовского. Было это в 1986 году. К тому времени за плечами у новоиспеченного электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования остались местное училище и служба в армии.

– До середины 1990-х был электрослесарем в электроцехе – по соседству с токарным, где трудился мой отец, 35 лет проработавший на предприятии. С 1993-го два года управлял путевой машиной, затем около 20 лет в качестве начальника обеспечивал бесперебойную эксплуатацию ВПР-08, ВПРС-08 и работу бригад, – вспоминает Сергей Валерьянович.
Машинистом-инструктором он – девять лет. В подчинении – 137 машинистов и их помощников. Многим в качестве наставника обеспечил путевку в жизнь, передав свой профессиональный и житейский опыт.
По стопам отца пошли и его сыновья: один – начальник путевой машины ВПРС-08, другой – машинист железнодорожно-строительных машин. Так что сегодня Дембовские – это династия в трех поколениях, общий стаж работы которой приближается к сотне лет.
В прошлом году центр отметил свое 140-летие. О его почтенном возрасте до сих пор напоминают некоторые цеха, возведенные еще в бытность Российской империи. Главные Полесские мастерские появились здесь вместе со строительством в 1884 году железнодорожной линии Вильно – Лунинец – Пинск. А уже на стыке двух веков они были самым значимым предприятием в городе, оснащенным по последнему слову техники. Все здания и территория освещались электричеством, некоторые станки были механическими, а в колесном цехе действовал электрический мостовой кран. Мастерские выполняли средний и крупный капитальный ремонт паровозов. Кроме того, здесь изготавливали специальное оборудование, производили совместно с научными учреждениями натуральные испытания, в начале XX века действовала химическая лаборатория для исследования поступающих материалов. В 1908 году в мастерских трудилось свыше 1200 человек, насчитывалось более 200 станков. Мощности, достойные крупного завода! Впрочем, почти два десятка лет предприятие имело такой статус, именуясь Опытным заводом путевых машин, а свое нынешнее название получило в 2014-м.
По масштабу деятельности вместе с участком по ремонту путевой техники на станции Столбцы ЦМПР и сегодня сравнится с заводом. Об этом свидетельствуют как объем ремонтных площадей и работ, так и оснащенность.
Центр механизации путевых работ – в числе организаций, чья работа в 2024-м оценена престижной на БЖД премией по безопасности движения поездов имени В.А. Яцкевича. С помощью своей техники пинчане отремонтировали в прошлом году 2205 км пути и 1199 стрелочных переводов. Кроме того, разными видами ремонта обновлены 28 единиц техники. Задача на нынешний – такая же: обеспечить стабильную, устойчивую работу с гарантией качества.
Ольга ОРЛОВА, «ТВ»