ЗАСО «ТАСК»

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОПЫТ – РЕАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

8 февраля, 2024

Из года в год Белорусская государственная академия авиации активно развивает материально-техническую базу и презентует инновационные комплексы для подготовки квалифицированных специалистов. Один из таких – современный диспетчерский тренажер, который поможет курсантам на практике отрабатывать навыки управления воздушным движением.

Участие в торжественной церемонии открытия учебного диспетчерского тренажера для отработки практических навыков организации и управления воздушным движением приняли заместитель директора Департамента по авиации Минтранса Александр Апет, генеральный директор АО «ВНИИРА-ОВД» Татьяна Макарова, ректор БГАА Артем Шегидевич, преподаватели и курсанты академии

Комплекс имитирует работу пилотов и диспетчеров в режиме реального времени. Программа также с высокой точностью смоделирует любые погодные условия, штатные или даже аварийные ситуации. Так, курсанты смогут узнать обо всех нюансах взаимодействия авиадиспетчеров, членов экипажа и сотрудников аэропортовых служб на практике. Ректор БГАА Артем Шегидевич отметил, что новый комплекс станет хорошим подспорьем в образовательном процессе:

– Чем больше навыков, знаний и компетенций курсанты получат во время учебы, тем быстрее они смогут адаптироваться к работе в реальных условиях. Для академии авиации это – серьезное приобретение, действительно значимое для курсантов и работников учреждения. Знаменательно, что это произошло именно в Год качества, ведь качественная подготовка специалистов – основа безопасности полетов, развития и функционирования всей гражданской авиации.

Внешне тренажер представляет собой реальный диспетчерский пульт и экраны, на которых изображены схемы воздушного и земного пространства. В день открытия для наглядности курсанты продемонстрировали гостям принцип работы современного средства обучения на примере Национального аэропорта Минск. Присутствующие увидели, как в режиме реального времени ведется общение между авиадиспетчером и членами экипажа, как пилот выполняет полученные инструкции и выруливает на предварительный старт, а затем буксирует судно хвостом вперед. Также была смоделирована нештатная аварийная ситуация.

Ряд очевидных преимуществ нового тренажера выделил заместитель директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Апет:

– Это – большой шаг к развитию академии и подготовки специалистов, поскольку условия обучения максимально приближены к той обстановке, в которой они в последующем будут работать в центрах управления воздушным движением и других диспетчерских пунктах.

Участие в торжественной церемонии открытия учебного диспетчерского тренажера для отработки практических навыков организации и управления воздушным движением приняли заместитель директора Департамента по авиации Минтранса Александр Апет, генеральный директор АО «ВНИИРА-ОВД» Татьяна Макарова, ректор БГАА Артем Шегидевич, преподаватели и курсанты академии

Белорусская государственная академия авиации – единственное в стране учреждение образования, которое готовит специалистов для отрасли. Безусловно, эффективно овладеть навыками можно только с помощью современной учебной и материально-технической базы, внедрения информационных технологий. Что актуально для БГАА на данном этапе и почему она собирает в своих стенах, как правило, лучших из лучших, рассказал ректор Артем Шегидевич.

– Артем Артурович, к инновационным технологиям в образовании стремятся все учреждения образования. Чего достигли в этом направлении?

– Приятно отметить, что ежегодно академия прирастает качественными современными тренажерными устройствами и не только. Это – кропотливая, системная работа, которая возможна благодаря помощи государства: выделяются средства на обновление оборудования для обучения и научных исследований. На территории учреждения образования есть площадки с реальными самолетами, использующимися в качестве тренажеров. Так, в прошлом году у нас появился Bombardier СRJ­-200LR, эксплуатировавшийся авиакомпаниями, годом ранее – два процедурных тренажера: летно­-навигационный Diamond DA-­42NG и виртуальный Boeing 737NG. С их помощью курсанты могут досконально отработать навыки управления воздушным судном и схему взаимодействия членов экипажа в полете.

Есть в наличии тренажеры и макеты действующей аэродромной спецтехники, авиационных силовых установок, различных систем воздушных судов, бортового и радиотехнического оборудования, а также комплексы виртуальной и дополненной реальности для изучения принципа действия и технического обслуживания самолетов, вертолетов и двигателей. С помощью этой технологии курсанты могут ознакомиться с работой двигателей, буквально разобрать их на детали и выполнить весь цикл регламентного обслуживания. Благодаря такому симбиозу практических навыков и использования современных технологий наши выпускники с самого начала работы в отрасли продемонстрируют высокий уровень профессионализма. Возможно, в скором времени в образовательном процессе будет задействован и искусственный интеллект. Словом, у нас – отличная база, но совершенству нет предела.

– Какие проекты видятся на будущее?

– Самый ожидаемый и крупный, который планируем реализовать в ближайшие годы, – открытие филиала в Могилеве. Мне хочется, чтобы через несколько лет там существовала хорошая школа подготовки авиационных специалистов. Также есть задумки по модернизации существующих тренажеров по эксплуатации и обслуживанию беспилотных авиационных комплексов и созданию лаборатории авиационного двигателестроения. Планируем закупку испытательных стендов и двигателей.

Вместе с тем мы не забываем о комфортных условиях для наших курсантов – академия авиации обес­печивает местом в общежитии всех нуждающихся. Чтобы такая тенденция сохранялась и дальше, необходимо поддерживать в надлежащем состоянии существующие фонды.

– Насколько полезно для академии расширение международного сотрудничества? Курсанты из каких стран проходят обучение в БГАА?

– Только тесная международная кооперация может обеспечить качественную подготовку кадров для авиации. БГАА взаимодействует со многими университетами мира, но очень плотно – с авиационными учреждениями образования Москвы, Санкт-­Петербурга и Ульяновска. Мы неоднократно встречались с ректорами данных учебных заведений, проводили круглые столы и семинары. Также подписаны договоры о сотрудничестве, синхронизирующие наши учебные программы. Кроме того, налажено взаимодействие в рамках программы «Приглашенный профессор», которое способствует обмену идеями, исследованиями, взаимному обогащению и укреплению связей между нашими странами. Также мы практикуем участие в международных летних школах. В этом году, к примеру, ждем представителей Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева.

Что касается курсантов из числа иностранных граждан, то к нам приезжают ребята из России, Узбекистана, Казахстана, Армении, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, стран Африканского континента, Китая, Индии и Шри-­Ланки. Заинтересованность со стороны иностранных партнеров к академии есть – география экспорта постоянно расширяется. БГАА привлекает высоким качеством образования и доступной ценой обучения.

– За счет чего удается держать высокую планку? Какие специальности сегодня наиболее востребованы?

– 1 сентября прошлого года в ряды нашей авиационной семьи вступили более 350 первокурсников. Это – самый большой набор за последние пять­-семь лет. Радует, что БГАА выбирают сильнейшие абитуриенты. Традиционно высокий конкурс держится на все авиационные специальности, не уступает в привлекательности и «Техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов». К слову, у нас есть конкурс и среди поступающих на уровень среднего специального образования. Связано это, конечно, с престижем профессии и высокой оплатой труда. Мне бы хотелось, чтобы сюда приходили самые мотивированные ребята, которые настроены на действительно качественное обучение.

– Какие новые специальности появились в академии и какие перспективные направления планируете развивать?

– За последние годы произошло определенное объединение специальностей. И это – закономерно: образовательные стандарты и перечень программ меняются и подстраиваются под современные требования. Так, в связи со спросом на кадры несколько лет назад мы начали готовить пилотов гражданской авиации и логистов авиационных перевозок, а на отделении среднего специального образования появилась «Техническая эксплуатация подъемно­-транспортных, дорожно-­строительных машин и оборудования».

Уже сегодня мы должны думать, какие профессии будут востребованы лет через пять как минимум. В ближайшее время ожидается потребность в специалистах в авиационной психологии и авиационной метеорологии. Кроме того, семимильными шагами развивается рынок беспилотных летательных аппаратов, а это значит, что скоро нам понадобятся те, кто станет их обслуживать. К примеру, сегодня в Беларуси – более 10 организаций, производящих БЛА. Не меньше мы заинтересованы в популяризации инженерно-­технического направления и уже в ближайшем будущем планируем готовить специалистов, которые будут не только эксплуатировать воздушные суда, но и конструировать их.

– Расскажите о ваших выпускниках, где они работают?

– Ежегодно из стен академии авиации выходят около 180 специалистов разных уровней. Все они обеспечены первым рабочим местом: ребята трудятся в РУП «Национальный аэропорт Минск», на предприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация», в ОАО «Авиакомпания «Белавиа», ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», на авиаремонтных заводах, в силовых ведомствах и госструктурах. Мне приятно приходить на любое производство и видеть там наших выпускников, ведь все они неравнодушные люди, искренне любящие нашу страну и отрасль. Хотелось бы, чтобы наша авиационная семья становилась только больше!

Диана СЮЛЬЖИНА, «ТВ»